Доступный мир Лео Качмазты или «Точка опоры» для ряда наших сограждан

27-04-2019, 13:37, Общество [просмотров 1331] [версия для печати]
  • Нравится
  • 3

Доступный мир Лео Качмазты или «Точка опоры» для ряда наших согражданСоциализация инвалидов во всех развитых странах находится под пристальным вниманием государственных социальных служб и меценатов. Для них создаются рабочие места, налаживаются различные производства, при этом изделия, созданные руками людей с ограниченными возможностями, ценятся больше. Параллельно, повсеместно открываются магазины, специализирующиеся на торговле изделий для людей с ограниченными возможностями, а государство и благотворительные фонды в мегаполисах создают специальную доступную среду для колясочников. Что касается Южной Осетии, то у нас, по причине пока другого уровня экономического развития, инвалиды на сегодня находятся на попечении родных и близких. В Республике не существует ни обществ, ни благотворительных фондов, озабоченных проблемами людей с физическими, психическими или сенсорными ограничениями. Существует небольшая разовая выплата от государства и соответствующая пенсия по инвалидности, кроме того, действует президентская программа по обеспечению инвалидными колясками. Свой вклад в общую картину вносят школа-интернат и Благотворительный фонд «Подари крылья» с коррекционными классами. Конечно, не уровень еще развитых стран, но ведь и Республика сама только строится… Тем не менее, в этой связи чем-то грандиозным и необычным представляется недостроенный благотворительный центр Лео Качмазты под емким, но говорящим названием «Точка опоры». По улице Белинского, 28 он уже в течение десяти лет перестраивает отчий дом специально в зону досуга для людей с ограниченными возможностями. Потрачены десятки месяцев кропотливого труда и около 4 миллионов финансовых средств на становление центра. Сказать, что подобная инициатива по-хорошему удивила – значит ничего не сказать. А значит, с человечностью в нашем обществе еще не все потеряно.

Основатель единственного в Южной Осетии досугового центра дляинвалидов Лео Качмазты рассказал газете «Республика» о положении инвалидов – этой группы социально незащищенных слоев населения, об отчем доме, годами перестраиваемом в пристанище для людей с ограниченными возможностями и причинах, сподвигших его на непривычную для нашего времени подобного рода инициативу.

– Как все началось, что послужило толчком к подобной идее и почему Вы решили свой собственный дом переделать под нужды инвалидов?

– Взялся за дело я после войны августа в 2008 году. Озадачил себя целью помогать людям, которые оказались в сложной жизненной ситуации – помогать делом – дать знания, навыки и человеческую доброту, чтобы человек мог черпать в себе силы жить дальше, жить полноценной, наполненной смыслом, жизнью и не чувствовать себя на задворках судьбы. Мой отчий дом, день за днем, в течение 10 лет превращается в единственный в Южной Осетии уголок доступной комфортности для людей с ограниченными возможностями. В доме есть все для того, чтобы наши подобные граждане, въехав во двор, самостоятельно ориентировались в центре. В первую очередь была обустроена туалетная комната, где бы посетители самостоятельно могли помыться, выполнить другие процедуры. Здесь автоматический кран для удобства людей, у которых проблемы с кистями, поручни для тех, у кого обездвижены нижние конечности... Покупаю сюда все лучшее и передовое, что видел в мире. Сам я не из тех, кто тоскует по роскоши, в собственной ванне мне достаточно иметь кран для воды за 3 тысячи рублей, но сюда я покупаю за 37 тысяч, потому что это для людей с ограниченными возможностями важно. И то, что каждый инвалид-колясочник может здесь выполнить гигиенические процедуры сам, это серьезный момент, поскольку многих подобная неспособность делает добровольными изгоями общества. Кроме того, помимо заводских новаций, многие приспособления – мои авторские разработки. Для чего я это делаю?.. Просто я живу этим последние десять лет. Искренне хочется помочь…

– Вы сказали, что решили построить центр для инвалидов после войны, то есть центр делается для пострадавших во время последней агрессии?

– Нет, конечно. Просто окончательное решение пришло именно после августа. Ведь если делать центр только с ориентиром на инвалидов войны, то куда тогда деть инвалидов детства, или пострадавших в ДТП, скалолазов… Между тем, эта категория нашего населения продуктивна и при этом обделена вниманием, хотя их потенциал нужно использовать. Что же касается войны, то я сам был в гуще боевых действий и являлся свидетелем как страшная сила войны, сохраняя жизнь, навсегда калечит человека.

– Что уже построено и что достраивается в центре «Точка опоры»?

– На первом этаже я планирую обустроить дизайн-студию. Мы как раз завершили работу над укладкой плитки и вскоре здесь будет царить идеальный порядок. Помещение планирую разделить по секторам, я видел такое в Японии. Скажем, дети с аутизмом некомфортно себя чувствует в незнакомой среде, поэтому они будут работать за ширмой. На полочной стене будет множество инструментов, чтоб ребенок выбрал себе занятие по душе, а стеклянная веранда позволит боковым зрением чувствовать присутствие сопровождающих их родных. Здесь же расположится и теннисный стол.

– Сколько еще понадобится времени, чтобы достроить центр до конца?

– Сложно сказать, поскольку что-то меняется уже в процессе стройки. К примеру, пандуса в начальном проекте не было, но я решил его достроить, поскольку работа подъемника увязана с электричеством. При центре также будет функционировать архив, где будут фиксировать посетителей центра, их работы и достижения.

Сам центр состоит из трех этажей. Будет демонстрационный зал, где инвалиды в режиме телемоста смогут общаться онлайн с подобными центрами по всему миру. На второй этаж ведет пандус через фруктовые сады, инвалиды сами смогут срывать плоды яблони, айвы, чернослива, ежевики, груши, вспоминая давно забытые чувства. Пандус ведет нас на второй этаж и в зону чаепития. На тыловой стене расположится специальная доска почета с именами тех, кто содействовал материально и помогал физическим трудом в становлении центра. Рядом строится кухня, где посетители сами смогут творить свои кулинарные изыски. Кухонное пространство будет оформлено в венецианском стиле с овальным столом. На третьем же этаже расположатся зоны ночлега – мини-гостиница. Будут трех и четырехместные номера и семейные комнаты.

Кстати, дополнить центр гостиницей я решил, когда еще встречался с российским летчиком Константином Голубковым, который пилотировал СУ-27 здесь во время военных событий 2008 году и совершил два боевых вылета. Сейчас он прикован к кровати. Как-то я задумал пригласить его в Цхинвал и понял, что ни одна гостинца в нашей столице не отвечает требованиям доступной среды. Когда мы встречались, он был после операции, даже садился, правда, испытывая адские боли. Не знаю, когда власти решат пригласить их, но в гостинце всегда есть номер для него и его супруги, и уже летом я их жду здесь.

– Для людей с ограниченными возможностями очень важна их социализация, обеспечение работой, занятием, чтобы чувствовать себя нужным семье, обществу. Как Центр будет помогать им в этом направлении?

– Я побывал во многих странах мира, наблюдал за положением в этой области. Хочу отметить, что 80% работ во всем мире проводятся мозгами и лишь 17-20% техникой. То есть, если даже человек лишен частей тела или утратил их дееспособность, эти люди все равно могут помогать себе и другим. Но сначала надо помочь им самим. Поэтому, по замыслу, в нашем центре они будут проходить обучение, и приобретать ликвидные и конкурентоспособные профессии, такие как дизайн, проектирование, организация досуга, участие и соучастие в этих проектах. Сюда, надеюсь, будут приезжать и из других стран и обучать желающих овладевать новыми профессиями

– Люди, для которых Вы перестраиваете свой дом, уже посещают центр?

– Да, мои двери для них всегда открыты. Более того, я часто сам их привожу сюда, и мы с ними обсуждаем, планируем работы по строительству и развитию центра.

– Более десяти лет жизни Вы отдали строительству центра, в начале у Вас, наверняка, были ожидания, что столь благое дело найдет больших последователей и у Вас прибавятся помощники, в том числе и среди власть имущих. Не пожалели ли Вы о своем решении, видя почти равнодушное отношение?

– Наоборот, когда я вижу воодушевлённые лица инвалидов и их родственников от увиденного здесь, вижу интерес и жажду жизни в их глазах, то, признаться, сам заряжаюсь силами для свершения новых дел. Этого так просто не понять. Это надо ощутить, прочувствовать. Так не объяснишь…

Кстати, нельзя сказать, что инвалиды совсем без внимания властей – действует президентская программа по обеспечению колясками инвалидов. При этом, надо отметить, до действующего Президента такого внимания к людям с ограниченными возможностями не было. И это не комплимент властям. Мне этого не надо. Это просто действительно положительное явление в нашем обществе.

Что же касается моего центра, то, если бы я не был ограничен в средствах, строительство бы шло быстрее. А так стройка идет по системе – заработал деньги, вложил в сырье, и работаю сам, практически без привлечения рабочих. Чем зарабатываю? Я учился у европейских дизайнеров, делаю дизайн-проекты кухонь vip-уровня, занимаюсь разработкой, изготовкой и соответственно установкой, как говорится, вся работа от «а» до «я». Ну а всю прибыль вкладываю в осуществление свой цели.

– Кто помогает Вам в строительстве благотворительного центра?

– В основном сопереживают те, которые в своих семья или среди друзей имеют друзей колясочников или ампутантов. Ну а, в первую очередь, помогает моя семья – мама Елизавета Босикова и сестра – Лиана. Есть и другие добрые люди, к примеру, Шота Кокоев доставляет стройматериал, Гоча Джиоев и Валерий Догузов уложили кафель, помогает Георгий Гиголаев – он организовал демонтаж старых построек, Сослан Макиев… Такими вот маленькими симбиозами строится большое дело.

– Понятно, что со стороны государства инвалидам все последние годы оказывается не большая помощь, но Вы, как человек, который изучил эту сферу изнури, насколько у нас вообще лояльно относятся к инвалидам и готовы им помогать в обществе?

– Вообще, в цивилизованном мире благотворительность не новая тенденция, а образ жизни. Если мы покажем нашему народу хорошие примеры, то он покажет себя не хуже других социумов. В нашем обществе нового типа благим делом должно считаться обязанность любого руководителя организации и ведомства трудоустроить хотя бы одного такого нашего гражданина. И я вижу, как медленно, но уверенно наше общество идет к этому.

Главный же итог моей детальности за столько лет, хоть центр еще и не достроен до конца, то, что у наших инвалидов появилась надежда, надежда на лучшее, они стали выходить, есть желание встречаться друг с другом… Надо помнить, что у наших предков старики и немощные всегда находились под опекой, и если мы их достойные потомки, то обязаны создавать все условия для людей, оказывающихся в трудном жизненном положении.

Фатима Плион

P.S. По данным, предоставленным Министерством здравоохранения в Южной Осетии 1807 инвалидов, из них инвалиды первой группы – 53, вторая группа – 1689 и третья – 65. При этом 183 возрастом до 18 лет. «Согласно Постановлению Правительства от 2015 года, помимо соответствующей ежемесячной пенсии, инвалидам первой и второй групп и инвалидам детства оказывается ежегодная единовременная материальная помощь: инвалидам I группы – 15 тысяч, а инвалиды II группы и инвалиды детства – по 10 тысяч. Кроме того, Минздрав в прошлом году направил на санаторно-курортное лечение 45 человек. Инвалиды I группы также имеют льготы на коммунальные услуги, в месяц – бесплатно 46 киловатт электроэнергии», – рассказала главный специалист отдела социальных выплат Минздрава РЮО Наталья Джиоева.

 

Доступный мир Лео Качмазты или «Точка опоры» для ряда наших сограждан

Доступный мир Лео Качмазты или «Точка опоры» для ряда наших сограждан

Доступный мир Лео Качмазты или «Точка опоры» для ряда наших сограждан

Доступный мир Лео Качмазты или «Точка опоры» для ряда наших сограждан

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031