140 лет яркому представителю «золотой интеллигенции» начала ХХ века Бидзине Кочиеву

1-04-2019, 13:57, Даты [просмотров 225] [версия для печати]
  • Нравится
  • 2

140 лет яркому представителю «золотой интеллигенции» начала ХХ века Бидзине КочиевуКРАТКАЯ СПРАВКА. Кочиев (Хъоцыты) Бидзина Падоевич (1879 – 1937) – известный просветитель, ученый и общественный деятель. Родился в с.Тонтобет Южной Осетии. В 1900 г. окончил Ардонскую духовную семинарию, а в 1904 г. – Казанскую духовную академию. По окончании академии начал работать в Тифлисе, вел просветительскую работу среди рабочих-осетин. Один из организаторов осетинского народного театра в Тбилиси, а также издателей осетинской газеты «Ног цард». Активный участник революционных событий в Юго-Осетии. После установления Советской власти принял активное участие в проведении культурной революции. Является автором осетинского Букваря и целого ряда учебников для осетинских школ, участвовал в разработке и внедрении нового латинского алфавита. Был одним из инициаторов открытия в г. Цхинвал педучилища, пединститута (ЮОГУ) и научно-исследовательского института (ЮОНИИ). Писал стихи, очерки, пьесы. Репрессирован в 1937 году. Расстрелян.

В конце XIX – начале XX вв. многие выходцы из Осетии получали среднее и высшее образование и приобретали самые разные профессии. Среднее образование, как правило, получали в Тифлисе или Владикавказе, а высшее – в России, так как на Кавказе в то время не было ВУЗов. Таким образом, сформировалась плеяда образованных, интеллигентных осетин, всесторонне одарённых людей, таких как Александр Тибилов, Петр Тедеев, Христофор (Пора) и Николай Джиоевы, Рутен Гаглоев, Савви Гаглоев, Захарий (Шакро) Ванеев и другие, которые беззаветно служили своему народу. Среди них множеством талантов и подвижнической деятельностью выделялся, ныне незаслуженно забытый, Бидзина Падоевич Кочиев.

Бидзина Кочиев родился 1 апреля 1879 г. в осетинской крестьянской семье в с. Тонтобет Дзауского района Южной Осетии. За две недели до его рождения умер отец Бидзины. Его матери Като пришлось очень тяжело: она осталась одна с четырьмя малолетними детьми, которых надо было ставить на ноги.

Село Тонтобет находится в живописном месте. Окружавшая красота вдохновляла Бидзину, внешний мир вообще вызывал у него неподдельный интерес, становясь предметом исследования для его пытливого ума. Его старшие братья занимались тяжелым крестьянским трудом и, как младшего, его всячески опекали и баловали. В семье по мере возможности старались создать все условия для того, чтобы Бидзина развивался и учился. В 1891 г. он поступил в Дзаускую сельскую начальную школу и окончил ее с отличием в 1895 г. В школе мальчик усердно учился и заметно отличался от сверстников любознательностью, эмоциональностью, сердечностью, благородством. После школы Бидзина учился в Ардонской духовной семинарии, которую окончил с прекрасными оценками в 1900 г. В том же году блестяще сдает экстерном экзамены в Казанскую духовную академию и полностью поглощается учебой, однако скоро его выгоняют из семинарии якобы из-за «еретических мыслей». В его работе «Ветхозаветная религия в патриархальный период» профессорский совет нашел «ортодоксальную мысль против религии». В течение двух недель положение Бидзины оставалось шатким и неопределённым: его не исключили окончательно, но и не позволяли посещать занятия. В конце-концов, через две недели Бидзину опять допустили к учебе. Духовную академию он окончил в 1904 г. с отличием. После учебы юношу направляют в Тамбовскую духовную семинарию преподавать русский язык.

Стоит сказать, что это было время, когда кавказцам, получившим образование в России, не разрешалось возвращаться на родину. Молодой Бидзина считал подобное неприемлемым для себя, и он намеренно не едет в Тамбов. Недавнему семинаристу хотелось быть дома, среди родного народа, работать, просвещать и обучать своих земляков. Однако Бидзине не удается осуществить свои намерения. Его призывают в армию, служить в Кавказском интендантском управлении в Тифлисе.

В то время в Тифлисе жило много осетин – несколько тысяч, которые в поисках работы и лучшей жизни приезжали из обеих частей Осетии. Бидзину не оставляла мысль о просвещении, образовании своего народа. В Тифлисе он познакомился со многими земляками, в осетинской диаспоре было немало и представителей интеллигенции – учителя, инженеры, юристы, агрономы, военные. Выходцами из Южной Осетии были такие образованные молодые люди как братья Христофор (Пора) и Николай Джиоевы, Петр Тедеев, Александр Тибилов... Надо отметить, что жизнь тифлисских осетин была не только трудной, но и довольно скучной и бесцветной. У них не было ни своих школ, ни театра, ни осетинской газеты, ни каких-либо развлечений. Они собирались лишь для того, чтобы отметить тот или иной религиозный праздник.

Представители осетинской интеллигенции, работавшие в Тифлисе, решили организовать осетинское издательское общество, которое бы объединило людей самых разных профессий – рабочих, служащих, учащихся. Бидзина Кочиев вместе с другими осетинами – братьями Пора и Николаем Джиоевыми, Петре Тедеевым, Захарием Ванеевым, Александром Тибиловым, Иналом Собиевым, Татой Рамоновым, Камболатом Есеновым (Карцайаг) и другими – стал вплотную заниматься организационными вопросами по будущему обществу. В частности, они вместе с Николаем Джиоевым занялись составлением Устава общества.

В мае 1906 г. Тифлисский губернатор и Наместник царя на Кавказе дали таки осетинам разрешение на создание своего общества. Оно официально называлось Тифлисским осетинским издательским обществом. Ядром общества были вышеперечисленные представители осетинской интеллигенции, среди которых немаловажное место занимал Бидзина Падоевич Кочиев. Стали учреждать правление общества, которое сразу приступило к работе. Однако материальных средств не хватало. Члены организации собирали деньги, давали кто сколько мог, но этого все равно было мало. Не хватало также кадров. В перспективном плане же общества значилось издание осетинской газеты, книг, создание любительского драматического кружка и другие мероприятия. Для их осуществления требовалось много средств, которых не было. С самого начала по инициативе Бидзины Кочиева и других членов правления было решено организовать драмкружок, с тем, чтобы денежные средства, вырученные за спектакли, расходовать на осуществляемую ими деятельность. Итак, драмкружок при обществе был создан. В него входили старшие братья Васо Абаева – Симон и Георгий, их старшая сестра Софья, Нина Казиева, Ольга Меститы, Маро Ванеева, Рутен Гаглоев, Дзабидыр (Иван) Дзахов, Зинаида Рамонова, Мусса Урусов, Никала (Хохаг) Каркусов, Георгий Джиоев и др. Ставили пьесы Е.Бритаева «Уæрæсе-дзау», «Худинаджы бæсты мæлæт», а также пьесы Д.Короева, Р.Кочысаты и других писателей. Стали срочно заниматься переводами произведений грузинских, русских и других авторов. Мало кто знает, что Бидзина Кочиев и сам писал пьесы, делал большие успехи в деле перевода. Самыми известными пьесами Бидзины были «Дзидза» (другие названия – «Дыджызæ» или «Æгъдауы сæрыл хаст») и «Бега». Эти пьесы ставились драмкружком при осетинском обществе, причем «Дзидза» ставилась на сцене многократно. Сюжет её взят из жизни. Раньше в Чысангоме бытовала дурная традиция, навязанная грузинскими князьями: они увозили в город в качестве кормилиц для своих детей молодых осетинок, только ставших матерями и вынужденных оставлять собственных новорождённых детей на попечение родни, вскармливавшей их в отсутствие материнского козьим молоком. Этих кормилиц и называли «дзидза». Со временем институт дзидза стал восприниматься в порядке вещей, и даже считалось хорошим тоном. Но осетинки часто попадали к непорядочным хозяевам, становились причастными к грязным делам, нередко кончали жизнь самоубийством. Бидзина в пьесе осуждает это явление, считает его позорным и призывает к его искоренению. В итоге, пьеса оказала решающее воздействие на сознание рядовых осетин, и одиозное явление постепенно сошло на нет. Кочиев писал и другие произведения, рассказывавшие об издевательствах грузин над осетинами-ксанцами, которых они всячески эксплуатировали. В них автор решительным образом осуждает грузинских князей и эриставов. Свои корреспонденции в газетах он подписывал псевдонимом «Чысайнаг».

В 1908 г. Кочиев написал пьесу «Бега». Основу произведения составляет исторический материал о восстании крестьян в Чесельтском ущелье в 1830-х гг. против засилья грузинских князей, по наущению которых царское правительство направило карательную экспедицию во главе с Ренненкампфом против осетин. Среди восставших ярко выделялся крестьянин Бега Кочиев. Он остался в памяти осетин как яростный борец за права своего народа и был воспет в стихах и песнях. Тифлисский драмкружок подготовил спектакль по пьесе «Бега», но грузинское правительство запретило постановку… Бидзина написал много пьес, но, к сожалению, до нас они не дошли.

Однако Кочиев писал не только драматические произведения, но и рассказы, и стихотворения. Правда, из последних сохранилось только два. Его перу также принадлежит сказание (кадæг) «Халæттæ» («Вороны»), которое в 1908 г. было опубликовано в сатирическом журнале. В тот же период отдельными книжками вышли его рассказы. Некоторые из них вошли в школьные учебники.

Помимо художественного творчества Бидзину увлекали и академические занятия. В частности, он работал над вопросами преподавания родного языка, направляя свои усилия в практическое русло. В результате, в 1907 г. вышел в свет Букварь Кочиева «Ирон ныхас». Публикацию осуществило Тифлисское осетинское издательское общество. Учебник состоял из двух частей: первая часть учит детей буквам, каждая буква проиллюстрирована рисунком с изображением предмета, название которого начинается на эту букву; вторая часть букваря состоит из небольших рассказов. Букварь «Ирон ныхас» стал вторым подобного рода учебником после изданного годом ранее, в 1906 г. букваря «Райдайæн чиныг» Алмахсидта Канукова. Кстати, уже в годы советской власти оба Букваря обсуждались на первом съезде осетинских учителей во Владикавказе в 1924 г. Учителя предпочли букварь «Ирон ныхас» Бидзины Кочиева книге Канукова и включили его в школьную программу в качестве учебного пособия.

Б. Кочиев имел прямое отношение к педагогике. Он принимал непосредственное участие в деле воспитания подрастающего поколения, просвещения трудящейся молодёжи и даже взрослых. Ещё будучи активным членом осетинского издательского общества, Бидзина сыграл основополагающую роль в деле открытия осетинской вечерней школы при обществе. В этой школе ученики занимались после работы, с 6 до 9 часов вечера. Осетинская работающая молодежь с большой охотой посещала школу, испытывая настоящую жажду знаний. Но школа терпела острую нужду во всём: не хватало кадров, учебников, школьных принадлежностей, оборудования, но она играла большую роль в деле распространения знаний среди трудящейся молодежи. Большей частью учителя работали бесплатно, но оттого не менее энергично. Сам Бидзина зачастую вынужденно преподавал почти все школьные предметы: осетинский, русский, немецкий языки, историю, географию, естествознание, право, закон Божий и математику. Он трудился в сфере просвещения, образования, культуры не покладая рук и не только преподавал, но и много работал над собой, над повышением своей квалификации.

В то время в Тифлисе также функционировал Народный Университет, одной из секций которого была осетинская секция. В 1908 г. Тифлисский Народный Университет делегировал трёх членов университета, в их числе Бидзину Кочиева, на 1-ый Всероссийский съезд народных университетов. На съезде с докладом выступил Бидзина. Он рассказал о деятельности осетинской секции, об истории и жизни осетин.

Под руководством и по инициативе энергичного Бидзины Кочиева при осетинской секции Народного Университета стали действовать систематические курсы. Бидзина, Николай Джиоев и другие читали на курсах лекции по истории осетинского народа, истории России и других народов. Осетинская молодежь с усердием посещала данные курсы. Грузинская интеллигенция почитала достойного осетина Бидзину Кочиева.

Тифлисское осетинское издательское общество в 1907 г. стало издавать свою газету под названием «Ног цард» («Новая жизнь»). И в этом деле Кочиев сыграл одну из основополагающих ролей. Газета была прогрессивного направления, освещала все области жизни того времени. Здесь публиковались художественные произведения, статьи, очерки писателей, в том числе и за авторством Б.Кочиева. Были напечатаны два стихотворения Коста – «Додой» и «Солдат», которые по цензурным соображениям не вошли в сборник «Ирон фæндыр». Бидзина входил в состав редколлегии газеты. Писал о вреде некоторых осетинских обычаев, в частности, о вреде «обильных» поминок, кровной мести и др.

В сентябре 1908 г. Кочиев из Тифлиса выехал в Северную Осетию. В Ардоне онвозглавил учебную часть Духовной семинарии. В 1910 г. Бидзина был переведен в г. Яранск Вятской губернии за «развращающее преподавание богословия учащимся семинарии», т.е. за преподавание богословия в «революционном духе». Через 11 дней он бежал оттуда.

30 августа 1911 г. он стал работать преподавателем Владикавказской гимназии. В 1912 г. переезжает в Грузию, где преподает в Телавской духовной семинарии. В 1914 г. его призвали в армию. Бидзина участвовал в Первой мировой войне, воевал в Польше, Прибалтике... После февральской революции 1917 г. его выбрали председателем комитета полка. В конце 1917 г. Б.Кочиев вернулся в Цхинвал и стал активно бороться против грузинских меньшевиков. В 1918 г. на июльском съезде народа Южной Осетии был избран комиссаром.

В начале 2017 года, с приходом к власти в Грузии меньшевиков, в грузинских школах стали преподавать только на грузинском языке, и осетины, в большом количестве проживавшие в Тифлисе, Гори, Телави и других городах Грузии и учительствовавшие в школах, остались без работы и были вынуждены вернуться на родину. В числе тех, кто лишился работы, был и Бидзина Кочиев. По его инициативе и при его активном участии в октябре 1918 г. в Цхинвале была организована осетинская гимназия. Меньшевики враждебно относились к ней. Между тем, она и без того испытывала большие трудности: не имела постоянного помещения, не было пособий и учебников, отсутствовала школьная мебель, не хватало учителей. Учительствовали в гимназии известные общественные деятели: Александр Тибилов преподавал русский язык и литературу, Шакро Ванеев – историю и географию, Бидзина Кочиев – осетинский и немецкий языки, Георгий Папиев – физику и математику, вдова Григория Плиева – Лида преподавала французский язык. Директором гимназии был Бидзина Падоевич Кочиев.

Учителя усердно трудились, стараясь привить гимназистам необходимые знания. Бидзина делал все для того, чтобы учебный процесс не прекращался. Как-то учитель математики оставил свою работу и уроки стали пустовать. Нанимать нового учителя было невозможно по материальным и политическим соображениям. Кочиев, очень переживавший за судьбу гимназии, сам стал днями и ночами тщательно готовиться к урокам математики, освоил весь учебный курс и начал обучать детей этому предмету в дополнение к тем предметам, которые преподавал прежде. Бидзина все силы положил на то, чтобы учебный процесс протекал в соответствии с программой, чтобы гимназия не прекратила свое существование. Но, несмотря на все усилия его и других учителей, гимназия просуществовала лишь неполных два года – Грузия устроила геноцид осетинского народа… Юг Осетии пылал, повсеместно происходили массовые расстрелы, убийства осетин… Между тем, гимназия успела сыграть свою роль в благородном деле просвещения Осетии. Многие будущие интеллигенты-профессионалы, учились в названном учебном заведении: Иван Джиоев, Сулико Тибилов, Виктор Гассиев, Митя Тедеев и другие.

Тут следует сказать, что за две недели до начала геноцида 1920 г. меньшевистские власти арестовали Бидзину Кочиева, Ванка Санакоева и Рутена Гаглоева. Их отправили в Кутаиси. Рутен Гаглоев сумел бежать в пути, спрыгнув с мчавшегося поезда, а Бидзина и Ванка бежали уже из Кутаиси. Сначала в Тифлис, где они некоторое время скрывались у осетина Ило Гогичаева. После переправились в Баку, где переночевали у Иласа Томаева, и уже оттуда поехали во Владикавказ. Позднее Бидзина Кочиев и Лади Газзаев (известный доктор и писатель), как представители Осетии поехали в Баку на съезд Восточных народов. Бидзина выступил с обличительной речью против грузинских меньшевиков. Вернувшись из Баку в Северную Осетию,Бидзина начал учительствовать в Ардонской школе-коммуне. Здесь он проработал до 1921 г.

В Северной Осетии Бидзина встал во главе юго-осетинских повстанцев, с которыми он в феврале 1921 г. прибыл в Цхинвал через Мамисонский перевал. Здесь он становится членом Ревкома, принимает участие в деле становления и укрепления Советской власти. При ней было вновь востребовано педагогическое призвание Б.Кочиева: он преподавал в медтехникуме, в восьмилетке, работал в типографии. В 1924 г. его пригласили в Тбилиси преподавателем в Закавказский коммунистический университет, где Бидзина преподавал осетинский язык и историю. В 1925 г. он работал в Тбилисском политехническом институте (ГПИ). Главполитпросвет Грузии поручил ему составить букварь для взрослых, который он и создал в 1925 г. В конце 1925 г. Бидзина приехал во Владикавказ и стал работать преподавателем в пединституте, на рабфаке и в специальной профессиональной школе. В Северной Осетии Б.Кочиев проработал до 1930 г. Кроме преподавательской деятельности, он вновь занялся составлением учебников, в результате им были подготовлены «Ахуыргæнæн чиныг» («Учебная книга») для 2 и 3 классов – в 1928 г., «Кæсыны чиныг» («Книга для чтения» для второго класса с иллюстрациями) – в 1930 г., букварь для детей «Рухс фæндаг» («Светлый путь») в 2-х частях с иллюстрациями – в 1930 г. Последний в 1930 г. перевел на дигорский диалект Дзагуров Губады, а иллюстрации к ней сделал знаменитый Махарбек Туганов. В 1928 г.Бидзина издал книгу «Рассказы и сказкидетям». Книга вышла во Владикавказе двумя частями. Кочиевым также были написаны методические пособия. Часто читал учителям лекции по методике преподавания в школе.

В 1930 г. Наркомат образования Юго-Осетии вновь обращается к помощи Бидзины Падоевича и приглашает его на родину, где он посвятил себя главным образом педагогической деятельности. Бидзина с головой окунается в работу. Сначала он работал в педтехникуме завучем и преподавателем осетинского и немецкого языков, позже – преподавал в индустриальном техникуме. С 1933 по 1934 гг. Бидзина работает учителем в Сталинирской совпартшколе, а с 1934 по 1937гг. доцент Юго-Осетинского Государственного педагогического института. Здесь он перевел с русского языка на осетинский геометрию и ботанику, составил рабочие программы по осетинскому фольклору и истории осетинского языка. Параллельно Бидзина успешно занимался и научной деятельностью. Он написал книгу «Грамматика осетинского языка», а также другие научные работы. В 1934 г. квалификационная комиссия ГССР присудила ему звание доцента. Помимо прочего Б.Кочиев совмещал преподавательскую деятельность в пединституте с научной работой в Юго-Осетинском НИИ, работал в области осетинского языка, литературы, фольклора и истории. В начале 1937 г. его арестовали и расстреляли...

В 1955 г. после смерти Сталина Бидзина Кочиев был реабилитирован. Это был принципиальный, честный, патриотичный, талантливый человек, педагог, просветитель, учёный, писатель, общественно-культурный деятель, активный участник революционных событий в Южной Осетии. Его перу принадлежат рассказы, стихи, сказки, очерки и пьесы. Он является автором многих научных работ, учебников, методических пособий и, безусловно, был ярким представителем «золотой» интеллигенции Осетии начала прошлого века, перед которой мы преклоняемся до сих пор и до вершин которой современным представителям надо еще много работать.

Ирина Бигулаева,

научный сотрудник ЮОНИИ им.З.Н.Ванеева

(печатается в сокращении)

 

НЕСКОЛЬКО ШТРИХОВ КАСАТЕЛЬНО ОСЕТИНСКОГО БУКВАРЯ «ИРОН НЫХАС» БИДЗИНЫ КОЧИЕВА

В 1907 году в г. Тбилиси был издан букварь Б. Кочиева «Осетинская речь» (Iрон нyхас). По мнению Б. Кочиева, прежде всего, надо научить ребёнка держать в руках ручку и начинать с рисования. Поэтому его учебная книга начинается со страницы, разлинованной в клетку. В них нарисованы простейшие рисунки – сначала просто вертикальные и горизонтальные линии, затем квадрат, куб, круг, домик, колокол. С помощью этих клеточек каждый ученик мог быстро научиться рисовать, а на последующей, четвёртой странице, показано, как можно нарисовать более сложные рисунки – часы, рыбку, утку, кошку, орла, лошадь... В разделе «АБЕТÆ» («Азбука») страница поделена на две части горизонтальной линией, чтобы детям было легче сосредоточить внимание на тексте. Б. Кочиев поместил здесь изображение котла, под ним название «аг», а затем буквы «а» и «г» сначала печатные и ниже прописные на фоне клеток. Затем нарисована сова (уыг), олень (саг) и отдельные слова и фразы из двух слов, например, «Уасг аг – кипящий котёл», «Уа-са – (чёрная ягода)», «Уасаг уыг - сова кричит» и т. д.

Поучительный текст дается далее. В нем рассказывается о мальчике и его отце Котцу. Ребенок подошел к отцу и попросил его: «Купи мне инструменты, как у тебя, и я буду помогать тебе в работе». Котцу уехал в город и купил ему вместо инструментов книгу. Приехав домой, он сказал сыну: «Я купил тебе книгу, чтобы ты выучился, стал хорошим, грамотным человеком, но ты никогда не должен забывать свой бедный народ. Никогда не забывай мои слова о том, что хороший человек и себя уважает, и к мудрым советам прислушивается. Не выскакивай вперед, а также не лезь, куда не надо, работай на благо соотечественников». Небольшие рассказы, помещенные Б. Кочиевым в книге «Осетинская речь», имеют назидательный характер, например, рассказ «Гоги и птичка». Б. Кочиев составил также вопросы для учеников в помощь учителю с целью проведения анализа и обсуждения этих поучительных текстов.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Апрель 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Популярно