Осетинское пиво. Напиток ставший национальным символом

28-12-2013, 18:23, Культура [просмотров 3055]
  • Нравится
  • 0

Осетинское пиво. Напиток ставший национальным символомКогда в Южную Осетию приезжает почетный гость – президент, министр или просто друг страны – его всегда встречают почетным бокалом пива. Церемония эта красочная и уже превратилась в традицию. Самое интересное, что сегодня почетный бокал с пивом это единственный случай, когда национальный напиток выступает в своей исконной ипостаси – ритуального напитка. Хотя церемония встречи гостя является лишь слабой тенью истинного предназначения пива в традиционном ритуале.

Пиво в самосознании осетин – это, конечно же, больше чем хмельной напиток. Во времена религиозных празднеств в Осетии пиво было главным элементом молитвенного ритуала. Именно с чашей в руке жрецы обращались к Богу и святым. И первый тост на традиционном застолье также начинался пенным напитком. Однако со временем пиво стали совмещать с аракой, и постепенно пиво как ритуальный напиток потеряло свое предназначение. Сегодня во время застолий оно стало таким же «сопутствующим» напитком, как соки или минеральная вода.

Новый год у осетин

28-12-2013, 16:56, Культура [просмотров 1307]
  • Нравится
  • 0

Новый год у осетинНовый год – праздник, который отмечают все народы. Правда, исчисление те или иные народы ведут по-разному, но это уже религиозно-этнические особенности. Осетины в своем понимании встречи Нового года не придерживаются излишних национальных особенностей. Как и многие народы, они с одинаковой радостью принимают Новый год и по новому, и по старому стилю. Для тех, кто считает, что Новый год это 13 января, 1 января обычный день, без праздничных мероприятий, продолжение поста. Это православная традиция. Но официальный календарный Новый год у нас, тем не менее, наступает 1 января. Отмечать Новый год 1 января – традиция позднего времени, настоящим Новым годом осетины в своем большинстве считают именно Новый год по старому стилю – «Ног Бон». Именно ночь с 13 на 14 считается временем таинств и чудес. Завершение годового круга и его открытие в новом календарном году для осетин – это ритуал возрождения и продолжения жизни.

Кони в Нартском эпосе

28-12-2013, 16:52, Культура [просмотров 1935]
  • Нравится
  • 0

Кони в Нартском эпосеНартские сказания – героический эпос, наполненный шумом битв и красотой национальных образов. Сказания порой передаются с такими элементами достоверности, что читателю кажется, что он слышит скрежет и удары мечей друг о друга, голоса героев, мощное ржанье нартских коней, видит клубящиеся пары из их ноздрей и комья земли, летящие из-под их копыт. Нарты совершают бесконечные походы во имя «доблести и славы», и, заметьте, никак не для завоевания чужой земли и порабощения другого народа. Для них не это главное. В одном нартском стихе читаем: «Нарты всегда правду искали, злого раскаяться заставляли, с жестоким – жестокие были, с хорошим – хорошие, с великим – великие, с малым – малые».

Лошадь в Осетии. История и современность

28-12-2013, 16:50, Культура [просмотров 1498]
  • Нравится
  • 0

Лошадь в Осетии. История и современностьЛетом текущего года в Москве проходили скачки на приз Президента Российской Федерации. Первый приз взял скакун по имени Макс Отто. Обычно на этих скачках преимущественно побеждали кони, заявленные главой Чечни Рамзаном Кадыровым. Однако в этот раз владельцем скакуна фаворита стал представитель Южной Осетии Инал Уригаев. Макс Отто ровно на пару сотых секунды опередил пришедших следом двух лошадей Рамзана Кадырова – Рэйскар Рапсоди и Вокал Мода. Выигрыш составил полтора миллиона рублей.

Конечно, приятно, что победу одержал скакун, который был выставлен нашим земляком. Однако отметим, что скаковая лошадь была взята в аренду и не была осетинской породы. Впрочем, удивляться здесь нечему. Ведь сегодня в Осетии собственно осетинская порода не приспособлена для призовых скачек, а больше является рабочей лошадкой.

Кобанская культура в Нартиаде

18-12-2013, 20:44, Культура [просмотров 1477]
  • Нравится
  • 0

Кобанская культура в НартиадеФактически любой выпуск «Сказаний о нартах» начинается с Уархага, который отождествляется с прародителем нартов. Однако по Туганову до Уархага был целый свод славных нартских богатырей с сопутствующими им походами и битвами. К древнейшим нартовским героям Махарбек Туганов относит Басты-Сары-Тыха, первого нарта, Сауассу, Бора-Болат-Курда, Болат-Барзай, Дзлау, Уархага и Уархтанага. Одним из древнейших циклов эпоса считается цикл о Сауасса. В картине Туганова «Нарт Сауасса убивает маликов» главный герой сказания изображен в момент своей последней битвы. Не вдаваясь в целом в описание картины, хотелось бы обратить внимание на три главных атрибута вооружения нарта: палицу, кинжал и топор. Палица эта в эпосе названа металлической, в некоторых случаях – медной, в некоторых – железной. Среди вооружения археологических культур Кавказа эпохи поздней бронзы, металлические палицы встречаются как весьма распространенный вид оружия, типичны они и для кобанской культуры, в которой распространены и как вид вооружения и как символ власти.

И снова о Махарбеке Туганове – человеке, педагоге, сподвижнике

27-10-2013, 12:14, Культура [просмотров 1548]
  • Нравится
  • 0

И снова о Махарбеке Туганове – человеке, педагоге, сподвижникеВоспитанник Петербургской Академии художеств, ученик Репина, выпускник знаменитой студии Ашбе в Мюнхене Махарбек Сафарович Туганов внес неоценимый вклад в развитие осетинской культуры. Многогранна была его деятельность – исследователь фольклора, этнографии, живописец, график, театральный декоратор, историк искусств, общественный деятель, глубокий знаток культуры и быта осетинского народа, талантливый педагог… Между тем, именно последняя его ипостась мало исследована, хотя через всю его жизнь красной нитью проходит постоянная забота о подготовке молодых кадров, их воспитании. Архивы Южной Осетии дают, безусловно, далеко не полный материал, но все же позволяющий лучше представить Махарбека Туганова как педагога. При этом, если по вопросу деятельности Художественного училища (1937 год) документальный материал имеется, то материалов об образованию изо-студии, предшественника Худучилища, которая также сыграла знаковую роль, в архивах, к сожалению, попросту отсутствует

Национальная кухня. Война патентов

9-07-2013, 06:32, Культура [просмотров 1981]
  • Нравится
  • 0

Национальная кухня. Война патентовОдним из элементов этнической идентификации является национальная кухня. Казалось бы, соседние народы, проживающие в сходных природно-климатических условиях, ведущие сходный тип хозяйства должны иметь одинаковый набор повседневных блюд. Однако на практике именно разность кухни в том числе отражает и разность этносов. Поэтому со временем наличие того или иного блюда свойственного народу становилось его национальной меткой. При упоминании лобио и сациви нам представляется грузин, борща и горилки – украинец,  бастурмы  и  долма – армянин...  В  кухне народов мира с осетинами связано несколько брендов – осетинские пиво, пироги и сыр. На самом деле разнообразие и особенность национальной кухни народов мира отличается большей разнообразностью. И особенность эта сегодня закрепляется юридически.

Кони в Нартском эпосе

9-07-2013, 06:30, Культура [просмотров 1311]
  • Нравится
  • 0

Кони в Нартском эпосеНартские сказания – героический эпос, наполненный шумом битв и красотой национальных образов. Сказания порой передаются с такими элементами достоверности, что читателю кажется, что он слышит скрежет и удары мечей друг о друга, голоса героев, мощное ржанье нартских коней и видит клубящиеся пары из их ноздрей и комья земли, летящие из-под их копыт. Нарты совершают бесконечные походы во имя «доблести и славы», и, заметьте, никак не для завоевания чужой земли и порабощения другого народа. Для них не это главное. В одном нартском стихе читаем: «Нарты всегда правду искали, злого раскаяться заставляли, с жестоким – жестокие были, с хорошим – хорошие, с великим – великие, с малым – малые». Действующими лицами эпоса являются не только люди, но и животные, птицы и звери (кони, собаки, волки, орлы и др.), которые принимают иногда и решающее участие в жизненной судьбе героев. Обращают на себя особое внимание легендарные кони Нартиады – потомки легендарного Авсурга, родоначальника всех коней, в момент ока проносящего по небесам всемогущего Уастырджы. Нартский конь предстает в эпосе этаким аристократом среди всех животных, он неразлучный друг нартского героя, своего хозяина, при этом для нарта он больше, чем конь. Выступает таким же сверхъестественным, как сам герой – наделен неимоверными силой и возможностями, разговаривает с человеком, дает советы. При этом конь первоначально пока испытает своего хозяина на верность в дружбе, его отвагу, он не подпускает к себе слабых и трусов.

Нæхи Тимур

28-06-2013, 09:37, Культура [просмотров 1405]
  • Нравится
  • 0

Нæхи ТимурО Тимуре Харебове, успехе и феномене этой легендарной личности впору писать объемную книгу, которая позволит не просто со всей полнотой узнать одного из самых изысканных и ярких представителей современной осетинской культуры, но и заведомо может претендовать на звание учебника, обучающего достижению высот, которых добился этот воистину легендарный и уникальный человек. В то же время заведомо понятно, что таких высот – личностных и профессиональных, добиваются единицы – люди, звезда которых, кажется, зажигается вместе с их приходом в этот мир. Тимур Владимирович – автор более двухсот произведений, созданных в различных музыкальных жанрах, многие из которых стали поистине народными. В каждом из них – его душа, его неповторимый почерк, глубина отношения к Осетии и ее народу. Он стал Народным артистом задолго до получения этого высокого звания официально. Он заслужил зрительское признание, стремительно ворвавшись в национальную культуру, фактически заложив основу новому направлению музыки в национальной культуре – жанру эстрадной песни. Стал же всенародным композитором Тимур Харебов еще в далеком 1983 году, когда достоянием  всего  народа стал неофициальный гимн Осетии «Мæ Ирыстон». Булат Газданов, выдающийся осетинский композитор современности, когда-то сказал: «Если бы Тимур не написал ничего, кроме «Мæ Ирыстон», он все равно был бы одним из выдающихся композиторов Осетии». Этому высказыванию в унисон вторит и «живучесть» песни. 

Эпические нарты. Далекие и близские. (часть 2)

28-06-2013, 09:27, Культура [просмотров 1620]
  • Нравится
  • 0

Эпические нарты. Далекие и близские. (часть 2)Мы уже отмечали, что в «Сказаниях о нартах» значительную часть жизни героев занимают военные предприятия, охота и пиры. Однако, в реальной жизни люди занимались и повседневными трудами, одни в большей степени, другие в меньшей. В каждом сообществе людей есть и свой привилегированный класс, чурающийся черной работы, но большую часть – это хлебопашцы, скотоводы и ремесленники. В эпосе описана и обыденная жизнь: нарты пашут землю плугом, отгоняют на выпас скот, выковывают орудия труда и оружие. Все, как и у обычных людей. Наибольшим почетом у нартов пользуются пастухи. Для выбора пастуха на выпасный сезон устраивался пир. Надо отметить, что работа пастуха была не только тяжелой, но и опасной. Ведь стада нартов также подвергались набегам врагов. Поэтому при необходимости сторожить и пасти стада брались и отмеченные воинской доблестью благородные воины. В сказании «Батрадз и пестробородый уаиг» мы видим описание пиршества, на котором выбирали пастуха: «И тогда старейшие из нартов решили устроить пир, собрать на этот пир весь народ и выбрать пастуха». Решивший взять на себя почетную у нартов обязанность – получал на пиру священное подношение: «три пирога с начинкой из сыра и ляжку быка». От такой чести не отказывались даже такие воины-аристократы как Сослан и Батрадз.

Новости

«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Популярно