Наступивший 2015 год. Краткий обзор национальных праздников осетинского народа

13-01-2015, 19:17, Культура [просмотров 4093]
  • Нравится
  • 0

Наступивший 2015 год. Краткий обзор национальных праздников осетинского народаНаступил Новый 2015 год и вместе с тем в Осетии начинается очередной цикл религиозных праздников. По традиции и народным верованиям собственно Новый год наступил по старому стилю в ночь с 13 на 14 января. А значит именно эта ночь и является главной в наступившем году и для осетин. В году нынешнем новогодняя ночь совпала с еще одним традиционным празднованием – «Бынатыхсæв» (букв. Ночь места). Считается, что у каждого дома есть свой покровитель – «Бынаты хицау» (букв. хозяин места или домовой), которого необходимо задобрить. В ночь со вторника на среду режут петуха, желательно темной окраски. Так как праздник широко отмечается в Осетии и поныне, накануне этого дня на городском рынке петухи были в большом дефиците. Кроме того, выпекаются пироги, нарезается сыр, готовятся сладости, достаются соленья, все приготовленное выставляется на стол. Старший мужчина в семье произносит молитву, обращаясь к «Бынаты хицау» с просьбой оказать покровительство семье. 

Новый год у осетин

31-12-2014, 18:26, Культура [просмотров 1115]
  • Нравится
  • 0

Новый год у осетинНовый год – праздник, который отмечают все народы. Правда, исчисление ведут разные нации по-разному, но это уже религиозно-этнические особенности. Осетины в своем понимании встречи Нового года не придерживаются излишних национальных особенностей. Как и многие народы, они с одинаковой радостью принимают Новый год и по новому, и по старому стилю.

Для тех, кто считает, что Новый год это 13 января, 1 января обычный день, без праздничных мероприятий, продолжение поста. Это православная традиция. Но официальный календарный Новый год у нас, тем не менее, наступает 1 января.

Отмечать Новый год 1 января – традиция позднего времени, настоящим Новым годом осетины в своем большинстве считают именно Новый год по старому стилю – «Ног Бон». Именно ночь с 13 на 14 считается временем таинств и чудес. Завершение годового круга и его открытие в новом календарном году для осетин – это ритуал возрождения и продолжения жизни.

Традиционные верования как инструмент самоидентификации народа или к полемике вопроса отождествления Уастырджы и св. Георгия

23-12-2014, 21:55, Культура [просмотров 1068]
  • Нравится
  • 0

Традиционные верования как инструмент самоидентификации народа или к полемике вопроса отождествления Уастырджы и св. ГеоргияПриближается начало нового года и соответственно очередного годового цикла традиционных религиозных праздников в Осетии. Казалось бы, сакральный календарь за века устоялся, но это не совсем так. Сегодня у нас нет единства не только во временных сроках праздников, в которых они отмечаются, но порой даже в их семантике. Как пример, празднование Джеоргуыба, одного из главных празднеств у осетин. Праздник отмечается по всей Осетии, в диаспорах за рубежом. Тем не менее, разница во временном периоде его отправления составляет целую неделю в разных частях Осетии. Нет единства и в понимании сущности божества, в честь которого справляется праздник – Уастырджы. В преддверии празднования Джеоргуыба в осетинском обществе обычно разворачивается дискуссия, является ли этот праздник традиционно осетинским или имеет христианскую основу. Высказывается мнение, что это был праздник изобилия и окончания полевых работ, и отмечался в старину по завершению сельскохозяйственных работ, когда заготовлено сено, убрано зерно, фрукты и овощи приготовлены к хранению.

Сохранить наследие предков

3-12-2014, 20:59, Культура [просмотров 1278]
  • Нравится
  • 0

Сохранить наследие предковУважаемые читатели! Наша редакция снова предлагает совместно составить реестр святых мест Республики Южная Осетия. Сюда будут включены: наименование святилища, его схема, фотографии, описание ритуала и, конечно же, его история. Эта работа предполагает коллективный труд, и поэтому приглашаем принять участие в этом добром деле всех желающих. Мы уже обращались к святилищам ущелья Бырытат («Республика» № 51-52 за 2014 год) и надеемся с вашей помощью продолжить эту работу. Известно, что свои особенности имели у осетин зримые воплощения присутствия божественной сути – святилища (ку-вæндон/ковæндонæ). Кувæндон (букв. «место для моления») в Осетии были представлены несколькими типами. Это могли быть добротные сооружения из неотесанного камня на растворе или без него, другие представляли нагромождения камней, оставшихся от более древних построек... Небожитель мог «обитать» в кронах деревьев или же в пещере. Иногда святилища обретались в развалинах башен или сами были построены в виде маленьких монолитных башенок. Часть святилищ имела ограждения, за которые могли заходить только жрецы. Иногда в качестве мест отправления традиционного культа использовались и заброшенные православные храмы, которые, в свою очередь, обычно строились на священных для местных жителей местах.

Конкурс «Семь чудес Южной Осетии». Время итогов

22-11-2014, 18:25, Культура [просмотров 1417]
  • Нравится
  • 0

Конкурс «Семь чудес Южной Осетии». Время итоговВ 2013 году наша редакция объявила конкурс «Семь чудес света», призванный определить наиболее значимые визуальные объекты на территории Республики Южная Осетия. Как природного характера, так и результат человеческой деятельности. Издревле человечеству известно такое понятие как чудеса света. Так называют уникальные архитектурные и часто природные памятники. Впервые это понятие – чудеса света – появилось у древних греков. В своих трудах историки и географы древности описывали те или иные творения рук человеческих, которые были достойны, по их мнению, называться чудом. Со временем образовался и перечень наиболее часто упоминаемых архитектурных объектов древности. Их оказалось семь и таковыми было принято считать пирамиду Хеопса в Египте, сады Семирамиды, храм Артемиды в Эфесе, статую Зевса в Олимпе, мавзолей в Галикарнасе, Александрийский маяк и Колосс Родосский.

Южная Осетия. Молочные реки, сырные берега

30-10-2014, 18:25, Культура [просмотров 1854]
  • Нравится
  • 0

Южная Осетия. Молочные реки, сырные берегаВ Осетии тем минимумом, которого хватает для застолья, являются «цыхт æмæ кæрдзын» (хлеб и сыр). Если на столе эти два продукта, то можно принимать любого гостя. Правда, еще необходим хотя бы один горячительный напиток. Парадоксально, но Осетия, являясь страной с богатыми традициями изготовления сыра, большим разнообразием сырной продукции не отличается. По крайней мере, на сегодняшний день. Известный сорт «осетинский сыр», по сути, является основным видом производимого сыра. Своей оригинальностью отличается кобийский сыр, производимый в Кобской котловине и который готовится из овечьего молока. Приготовление сыра (цыхт) из коровьего и овечьего молока относится к самым древним занятиям осетин. Судя по многочисленным глиняным кувшинам различных размеров, найденным в Змейском аланском городище, можно полагать, что приготовление сыра было широко распространено и у предков осетин – алан.

Поминальная трапеза у осетин

23-10-2014, 18:08, Культура [просмотров 1276]
  • Нравится
  • 0

Поминальная трапеза у осетинПоминальная трапеза – самый консервативный и уникальный феномен из традиционных обрядовых застолий осетин. Она выделяется не только внешней формой и структурой, но и содержанием, функцией и назначением, сохранившим пережитки древних религиозных верований и представлений, семиотическим восприятием вселенной; основывается на эмпирическом осмыслении бинарной оппозиции противопоставления бытия и небытия, жизни и смерти, земного и потустороннего, преисподней и небес, «мирского» и траурного. Согласно анимистическим верованиям, человек не умирает, а происходит его кончина, из этого мира он переходит в другой, в действительный мир æцæг дуне, где ему также необходима пища и другие, важные жизненно-необходимые предметы. В честь усопшего, поэтому закалывают животных, устраивают ритуальные застолья. Как только укладывают усопшего в гроб, у изголовья ставится маленький столик для поминальной еды, на который ставится хлеб, вода, напитки, зерно и постоянно зажигаются свечи

Картины как художественная иллюстрация художественного быта

9-10-2014, 13:01, Культура [просмотров 1432]
  • Нравится
  • 0

Картины как художественная иллюстрация художественного бытаВадим Бежанов. Честно говоря, мне сложно определить манеру, в которой работает этот самобытный мастер. Но когда смотришь на его картины, меньше всего хочется заниматься художественной классификацией. Потому что полотна художника меня всегда больше привлекали содержанием, чем художественной ценностью. Может быть, причина этого взгляда в моем увлечении этнографией. Действительно, каждая картина Вадима Бежанова это маленькая зарисовка осетинского быта. Даже в работах, где он увлекается миром теней и темных сил, на полотне среди всякой нечести мелькнет то изображение кувшина с аракой, то винтажной кровати, то пестрый мутак-валик. Картинки сельского быта столь реалистичны, что ждешь – сейчас промычит корова, пастухи начнут кричать на отбившееся стадо, старушка проворчит на деда, а петухи возвестят рассвет. И тут же другая картина, и уже, кажется, что в полутенях вечернего сельского пейзажа заскрипят колеса арбы, раздастся покрик погонщика и по округе разнесется запах парного молока под звон вечерней дойки.

Воспитание как инструмент национальной идентификации

15-09-2014, 19:08, Культура [просмотров 1880]
  • Нравится
  • 0

Воспитание как инструмент национальной идентификацииОдной из характерных особенностей нашего народа является его тяга к образованию. И соответственно успехи, которые на этой ниве им достигаются. Используя обычную практику исчисления в процентном отношении, мы можем смело утверждать, что среди осетин очень большое количество образованных людей по отношению к их общей численности. То, что наш народ впереди планеты всей по числу героев войны, генералов и спортсменов уже не оспаривается. Но высок процент и людей науки и культуры. Чтобы избежать перечисления персоналий, а это бы заняло все полосы нашего издания, просто ссылаемся на книгу К.Челехсаты «Осетия и осетины». Однако в чем же причина такой тяги к познанию мира. Возможно, в национальном характере. По большей части осетины являются космополитами, людьми, признающими весь мир своим отечеством. В одном из своих стихотворений Коста Хетагуров вывел формулу, дающую ключ к пониманию национального характера: «Весь мир – мой храм, Вселенная – Отечество мое!». Однако выходя в мир через военную карьеру, науку, культуру мы обычно так в нем растворяемся, что теряем свою национальную сущность. Национальные землячества в других странах порой становятся национальными кварталами, где образуется островок культуры и быта, у осетин же они имеют характер клуба по интересам. В умении инкорпорироваться в чужую среду, осетинам нет равных. И неудивительно, что на чужбине зачастую даже в семьях, где оба родителя осетины, дети не могут изъясняться по-осетински. И что более печально – перестают ощущать себя осетинами.

Литературный язык. Табу и инновации

9-09-2014, 14:55, Культура [просмотров 2094]
  • Нравится
  • 0

Литературный язык. Табу и инновации85 лет назад, 5 сентября 1927 года, бюро Северо-Осетинского Обкома партии в присутствии представителей Южной Осетии (И. Абаева, А. Джатиева, И. Джиджоева, А. Плиева и др.) признало целесообразным утвердить единый литературный язык для осетинского народа и приняло постановление «О едином литературном языке для Северной и Южной Осетии». Члены бюро подтвердили решение первого объединенного съезда работников культуры и образования юга и севера Осетии по данному вопросу  и  внесли  следующую  поправку: «…обеспечить дигорские школы первой ступени соответствующими учебниками и пособиями на родном языке; на страницах газеты «Рæстдзинад» допустить параллельное печатание материалов на двух диалектах (иронском и дигорском)». Решение, на которое ссылались североосетинские коммунисты было принято на I объединенном съезде деятелей народного образования Северной и Южной Осетии. Съезд прошел в Цхинвале 19-23 августа 1924 г. На съезде были заслушаны информационные доклады Народного комиссариата просвещения Южной и Северной Осетии, доклады о системе народного образования, графике и орфографии, едином литературном языке, деятельности научных обществ, совместной культурно-просветительской и издательской деятельности. В работе форума приняло участие 50 делегатов из всех уголков Осетии.  

Назад 1 ... 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 12 Далее

Новости

«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Популярно