Каждому дому по домовому!

14-01-2016, 15:13, Культура [просмотров 1210]
  • Нравится
  • 0

Каждому дому по домовому!Нас окружает много неизвестного и загадочного. Для древних людей это были духи и ангелы, русалки и оборотни, для людей современных – инопланетяне. Но есть представления, которые сохраняются тысячелетиями. Это вера в Домового, покровителя человеческого жилья.

Впрочем, возможно, вы не верите в домовых? Напрасно. Отметим, что не последние люди в этом мире признавали существование домашнего духа – и художник Леонардо да Винчи, и ученый Исаак Ньютон, и поэт Александр Пушкин, и композитор Григ, и математик Софья Ковалевская, и сказочники братья Гримм – впрочем, им-то сам Бог велел! Впрочем, и современные исследователи паранормальных явлений убеждены: домовые существуют. Более того, по их свидетельствам, домовой обретает лицо хозяина. Представляете, ваш домовой – это почти вы сами!

Зима в горах. Время испытаний

14-01-2016, 15:12, Культура [просмотров 1158]
  • Нравится
  • 0

Зима в горах. Время испытанийВ горах Осетии самый сложный период жизни – зима. Даже в наше время из-за обильных снегопадов, лавин и завалов сообщение между населенными пунктами  усложнено,  что  уж  говорить о стародавних временах. Иногда по причине большого снега люди могли покидать  пределы  родного  села  лишь  с наступлением  весны.  Поэтому  в  зимний период население в горах Осетии обособлялось, ведя автономное существование.

В течении веков в сознании горца сложилось представление о жизни от зимы до зимы: «Зима длится пять месяцев в году, а остальные семь месяцев проходят в подготовке к ней». Действительно, по большому счету горец готовился к тому, чтобы быть готовым в пространственной изоляции провести самый сложный период календарного года. Прежде всего, надо было запастись продуктами питания, заготовить впрок корма для своей скотины... Тем не менее, часто хлеб заканчивался до схода снегов, а корма вообще приходилось транспортировать в селения после выпадения снега. Зачастую с риском для жизни.


Традиционные религиозные праздники как часть повседневной жизни (календарь религиозных праздников)

29-12-2015, 15:46, Культура [просмотров 857]
  • Нравится
  • 0
Традиционные религиозные праздники как часть повседневной жизни (календарь религиозных праздников)

Впереди Новый 2016 год и с его приходом в Осетии начнется очередной цикл религиозных праздников. Считается, что собственно Новый год наступает по старому стилю в ночь с 13 на 14 января. А значит, именно эта ночь и является главной в наступающим году и для осетин.

Для читателей поясним, что Старый Новый (звучит то как) год, отмечаемый 13 января, это наследство реформы календаря, проведенной советской властью в 1918 году. Был осуществлен переход с юлианского календаря на григорианский, разница, между которыми и составила 13 дней. При этом надо отметить, что в осетинском традиционном календаре начало Нового года приходилось ранее на день зимнего солнцестояния «Цыппурс» и отмечалось 22 декабря. Декабрь даже называется по имени празднества «Цыппурсы мæй» (букв. месяц Цыпппурс) отмечаемый в этот же день. В христианскую эпоху этот праздник сместился к православному Рождеству и потерял прежние функции. День зимнего солнцестояния отмечался, как начало нового года не только у осетин, но и у славян, китайцев и др.

Скифские личные имена по древним источникам. (Часть I)

19-12-2015, 17:46, Культура [просмотров 925]
  • Нравится
  • 0
Скифские личные имена по древним источникам. (Часть I)Впервые «иранскую гипотезу скифов» окончательно доказал на богатом историко-лингвистическом материале В.Ф. Миллер. Впоследствии, более глубокое и всестороннее изучение скифо-сарматских наречий и говоров, начатое В.Ф. Миллером, продолжил В.И.Абаев. При этом ключом к решению проблемы в руках у исследователя послужила ономастика, сохранившаяся в надписях греческими буквами, расшифрованная в основном благодаря сопоставлению с осетинским языком. При этом личные имена, как известно, составляют важнейшую часть антропонимии любого языка.

Осетинский хæдзар как модель воспроизводства и функционирования традиции в современном обществе

20-11-2015, 16:19, Культура [просмотров 612]
  • Нравится
  • 0
Осетинский хæдзар как модель воспроизводства и функционирования традиции в современном обществеАнализ исторического опыта народов Северного Кавказа показывает, что в хо-де включения в российское административное, правовое, социокультурное и хозяйственное пространство традиционные культуры проявили жизнеспособность, основанную на глубинных уровнях этнического мироощущения и сознания. Самообновленческие функции этнической культуры обеспечивают ее адаптацию к новым экономическим и социальным условиям, а социально-культурный опыт многих поколений позволяет ставить вопрос о перспективах функционирования этнических традиций в современном обществе, их адаптации к процессам глобализации и модернизации. 

Когда и чем будем встречать возрождение здания Госдрамтеатра?

5-10-2015, 19:19, Культура [просмотров 558]
  • Нравится
  • 0

Когда и чем будем встречать возрождение здания Госдрамтеатра?– Строительство театра можно смело назвать главной долгожданной стройкой последнего десятилетия. Правда, этого события, по разного рода причинам, снова придется обождать, поскольку было заявлено о переносе сроков сдачи объекта. Хотелось бы надеяться, что в добавленные полгода строители уже уложатся в срок и помимо восстановления храма Мельпомены порадуют еще и достойным оформлением прилегающей Театральной площади. Нельзя ли точно уже обозначить итоговые строки сдачи здания Госдрамтеатра и с чем войдут в свой новый храм режиссеры и труппа артистов, какими постановками порадуют юго-осетинского зрителя на новой сцене?

Л. Бибилов

Сохранить наследие предков

5-10-2015, 19:09, Культура [просмотров 578]
  • Нравится
  • 0

Сохранить наследие предковУважаемые читатели! Наша редакция продолжает составление реестра святых мест Республики Южная Осетия. Сюда будут включены: наименование святилища, его схема, фотографии, описание ритуала и, конечно же, его история. Эта работа предполагает коллективный труд, и поэтому приглашаем принять участие в этом добром деле всех желающих. Мы уже обращались к святилищам ущелья Бырытат («Республика» № 51-52 за 2014 год) и ущелья Челиат (№ 72-73 2014 год). Надеемся с вашей помощью продолжить эту работу.

Народные промыслы как часть этнического быта

26-09-2015, 17:24, Культура [просмотров 858]
  • Нравится
  • 0
Народные промыслы как часть этнического бытаЕсли знакомиться с некоторыми записками о быте осетин, сделанные дореволюционными исследователями Осетии, то создается странное ощущение. Кажется, что осетины только и занимались тем, что с воскресенья по четверг думали о том, на кого бы напасть, а с пятницы до воскресенья, согласно разработанным планам, совершали разбойничьи набеги на ближайших и дальних соседей. Впрочем, в этом стереотипе нет ничего удивительного. Что ожидали услышать о Кавказе жители материковой России и Запада? То, что там живут отчаянные и беспощадные головорезы, которые только и занимаются набегами с целью захвата добычи. Уже тогда авторы чувствовали, что книгоиздателей привлекают «жаренные» факты.

К проблеме сакральной практики

12-09-2015, 13:55, Культура [просмотров 582]
  • Нравится
  • 0

К проблеме сакральной практикиВ Осетии есть много святилищ почитаемых народом, но есть среди них два, которые имеют общенациональное значение. Это «Джеры-дзуар» на юге и «Хетæджы кох» на севере Осетии. Собственно говоря, эти названия характеризуют топографическую привязку к местности. При этом оба святилища – места почитания Уастырджы, одного из главных божеств осетинского традиционного религиозного пантеона. Уастырджы настолько почитаем, что в Осетии его считают «вторым после Бога». Сегодня в самом разгаре паломничество к главному святилищу традиционного осетинского религиозного воззрения юга Осетии – «Джеры-дзуар», расположенного в Цхинвальском районе Оно считается дарующим благоденствие, защиту от бед и жизненных превратностей. На протяжении веков святилище меняло внешний облик, но всегда оставалось почитаемым не только в Осетии, но и далеко за ее пределами.

Из истории традиционных напитков осетин

3-09-2015, 19:00, Культура [просмотров 1237]
  • Нравится
  • 0

Из истории традиционных напитков осетинАлкогольные напитки являются частью нашей повседневности, сопровождая человека на протяжении всей его жизни: от бутылки шампанского у дверей родильного дома до поминального возлияния у его могилы. При этом у каждого народа они имеют свой перечень и особенности применения. Непременной составляющей любой коллективной трапезы у осетин, тем более ритуальной, являлись напитки. Они играли связующую роль между человеческим обществом и сверхъестественными силами, без них невозможно было представить ни календарные, ни семейные обряды. Нельзя было обойти их стороной и в общественных явлениях, особенно в культуре гостеприимства.

Новости

«    Апрель 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930