Как нам сохранить историческую кладовую Южной Осетии?

4-02-2017, 20:25, Культура [просмотров 146]
  • Нравится
  • 0

Как нам сохранить историческую кладовую Южной Осетии?В оценке потенциала Республики Южная Осетия обычно перечисляются богатство природных ресурсов. Это нефть, газ, строительные материалы. Однако недра Осетии богаты еще одним – в них сосредоточены тысячи археологических памятников. И эти «исторические недра» ценны не менее, чем природные богатства. Впервые Осетия привлекла внимание ценителей старины со всего мира в XIX веке. В 1869 году в горах Осетии был большой паводок. Вешние воды вызвали обвал одной из террас левого берега реки Гизельдон близ с.Кобан (Северная Осетия). В обрыве открылись древние захоронения с массой бронзовых вещей. Земли эти принадлежали местному землевладельцу – алдару Хабошу Канукову, который решил подзаработать на продаже находок из обнажившихся могил.

Угаснет ли очаг народной культуры?

4-02-2017, 20:14, Культура [просмотров 156]
  • Нравится
  • 0
Угаснет ли очаг народной культуры?Национальное искусство живо до тех пор, пока есть люди, которые передают свои знания о нем из поколения в поколение. Бережение этих богатств в условиях современного мира требует от хранителей, своего рода, подвижничества. К счастью, в Осетии есть еще те, кто небезразличен к судьбе осетинской культуры. Ребята из ансамбля «Къона» – из их числа. Мы побеседовали с его солистомТаму Берозти, который рассказал нам о нынешнем положении коллектива.

Воспоминания о Вассо Абаеве

28-01-2017, 12:25, Культура [просмотров 168]
  • Нравится
  • 0

Воспоминания о Вассо АбаевеВпервые я встретилась с Василием Ивановичем Абаевым в семье Ольги Николаевны Ханикаевой, дочери известного осетинского просветителя, народного учителя Ника Ханикаева. С дочерью Ольги Николаевны – Азой Алмазовой мы дружили с детства, учились до 3-го класса вместе в Цхинвале, куда они эвакуировались во время войны из Москвы. После войны они вернулись в столицу, но связь между нами не прерывалась. Позже, когда я поступила в Историко-архивный институт в Москве, мы продолжали тесно общаться. К тому времени Ольга Николаевна уже много лет была дружна с Василием Ивановичем. Он время от времени даже навещал их. Во время одного из таких визитов Абаева меня и познакомили с ним. Надо сказать, что тогда, по молодости лет, я не вполне понимала значимость Василия Ивановича как человека и учёного. Воспринимала его всего лишь как пожилого интеллигентного осетина, старшего, который в силу своего возраста не вызывал у меня особого интереса.

Семья Биченовых: искусство танца как основа всей жизни

16-01-2017, 19:22, Культура [просмотров 225]
  • Нравится
  • 0

Семья Биченовых: искусство танца как основа всей жизниОдин из самых известных хореографов Южной Осетии Геннадий Биченов руководит танцевальным коллективом Лицея искусств имени Аксо Колиева «Скиф» более десяти лет. Заслуженный артист Южной Осетии Геннадий Шевидович организовал при Лицее танцевальный кружок «Скиф» еще в 2006 году. Через два года о коллективе уже заговорили, как об одном из успешнейших детских ансамблей в республике. За годы существования «Скиф» не раз становился участником северокавказских и международных конкурсов. В активе у коллектива два Гран-при и множество первых мест на конкурсах. 

Махарбек Туганов: народ, рожденный в огне

16-01-2017, 19:13, Культура [просмотров 149]
  • Нравится
  • 0
Махарбек Туганов: народ, рожденный в огнеНарты. Дети Солнца. Рожденные в огне. Эти эпитеты проходят невидимой линией сквозь все сказания о нартском народе, начиная с самого первого нарта – Бастысарытыха. Первый огненный нарт, сразу после рождения бросается в море, которое он высушивает своим жаром, а затем начинает испытывать свои силы в борьбе с различными силами природы: водой, лесами, горами и прочим. Все нарты несут в себе божественное начало огня в отличие от прочих. В борьбе с врагами нарты имеют способность быть неуязвимыми, но, раскаляясь в борьбе до сильного огня, они слабеют, и тогда им нужна вода, море, океан, чтобы, окунувшись в воду, снова стать закаленным, как булат. Те же из них, кто не находят воды – погибают.

Когда аланы праздновали приход Нового года?

11-01-2017, 12:04, Культура [просмотров 211]
  • Нравится
  • 0
Когда аланы праздновали приход Нового года?Новый год – праздник, который отмечают все народы. Правда, исчисление ведут разные нации по-разному, но это уже религиозно-этнические особенности. Иными словам пока жители многих стран в ночь пьют шампанское, запускают фейерверки и поедают «оливье», где-то за тысячи километров обычный индус или иранец спокойно похрапывает – ведь утром ему предстоит обычный рабочий день. К примеру, пару лет назад в Саудовской Аравии официально запретили праздновать Новый год. Здесь даже существует специальная Религиозная полиция Саудовской Аравии, чьи сотрудники бдительно следят, чтобы в магазинах не продавались товары, которые могут быть приобретены по случаю этого праздника.

Традиционные верования осетин в календаре 2017 года

29-12-2016, 19:17, Культура [просмотров 1604]
  • Нравится
  • 0

Традиционные верования осетин в календаре 2017 годаВпереди новый 2017 год и вместе с ним в Осетии начнется очередной цикл традиционных осетинских религиозных праздников. На вершине этого цикла – новогодняя ночь, которая является границей между уходящим и наступающим годами. Опуская древние вариации прихода Нового года, которых несколько – от середины декабря до марта (о чем будет отмечено ниже), скажем, что по народной традиции (она сохранилась и в России), собственно новый год наступает по старому летоисчислению в ночь с 13 на 14 января. Это связано с тем, что в 1918 году советской властью был осуществлен переход с юлианского календаря на григорианский, с разницей в 13 дней. Начало традиционной новогодней годовой обрядности у осетин начинается не с Нового года, как было бы логично предполагать, а с его преддверья, с обрядового дня «Цыппурс» – 7 января. Почему-то этот день принято отождествлять с религиозным праздником – Рождеством Христа, что неверно в корне, поскольку по своему содержанию они отличаются.

«Благодаря тебя за искреннее слово…»

25-10-2016, 14:21, Культура [просмотров 272]
  • Нравится
  • 1
«Благодаря тебя за искреннее слово…» 11 июня 1891 г. Коста, высланный из Владикавказа по распоряжению начальника Терской области, еще в полной мере не осознав произошедшего, прибыл в селение Георгиевско-Осетинское. Вкусив сполна тяжелый путь изгнанника, он, обессиленный от безысходности и отчаяния, только на пятые сутки распакует чемоданы и приведет в порядок свою комнату. Единственное, что его еще хоть как-то утешало – он в отчем доме, однако даже это обстоятельство не может смирить его со случившимся…

Возрождение культа святилища Реком в Южной Осетии

25-10-2016, 14:17, Культура [просмотров 260]
  • Нравится
  • 2

Возрождение культа святилища Реком в Южной ОсетииВ последние годы возрос интерес к традиционной религии осетин. Национальными осетинскими верованиями стали интересоваться, прежде всего, в среде молодежи. И если раньше все ограничивалось увеличением частоты участия молодых людей в религиозных празднествах, то сегодня предпринимаются попытки институализации этого направления. Впрочем, пока без особого успеха, по крайней мере, в отношении Южной Осетии. Здесь пока все находится у истоков движения. Ярким символом же возрождения традиционных осетинских верований в единой Осетии в последние годы стало центральное святилище Реком, находящееся в Цейском ущелье севера Осетии. Здесь уже который год собирается молодежь со всех уголков Осетии, чтобы придать своему стремлению к восстановлению древней веры организационное начало.

Фестиваль стрит-арта в Южной Осетии как искусство рушит границы

3-10-2016, 18:37, Культура [просмотров 358]
  • Нравится
  • 1

Фестиваль стрит-арта в Южной Осетии как искусство рушит границы17-18 сентября в Цхинвале был проведён фестиваль уличного искусства «Иумæ уæм». Художники московской арт-группы Zukclub и Арт Пространства «Портал» из Владикавказа совместно с юго-осетинской молодёжью в течение двух дней расписывали здания и дома столицы. Фестиваль был организован по инициативе осетинского танцора Коста Джиоти, при поддержке мэрии города Цхинвал. Творчество без границ – именно так можно описать прошедший фестиваль уличного искусства «Иумæ уæм» в Цхинвале. Два дня в городе царила неподдельная творческая атмосфера: с самого утра и до поздней ночи, вооружившись инструментами, по лестницам и деревянным лесам, художники взбирались к своим старым обшарпанным холстам-зданиям, претворяя в жизнь очередную идею. Серые молчаливые стены спустя время обретали голос и начинали свой выразительный рассказ об истории нашего города, ее эпизодах.