Перспективы археологии или как нам сохранить историческую кладовую Южной Осетии

27-05-2013, 16:43, Культура [просмотров 2055]
  • Нравится
  • 0

Перспективы археологии или как нам сохранить историческую кладовую Южной Осетии В оценке потенциала Южной Осетии обычно  перечисляются  богатые  природные ресурсы. Это и нефть, и газ, и строительные материалы. Однако недра Осетии богаты еще одним – в них сосредоточены тысячи археологических памятников. И эти «исторические недра» ценны не менее, чем природные богатства. Впервые Осетия привлекла внимание ценителей старины со всего мира в XIX веке. В 1869 году в горах Осетии был большой паводок. Вешние воды вызвали обвал одной из террас левого берега реки Гизельдон близ с.Кобан (Северная Осетия). В обрыве открылись древние захоронения с массой бронзовых вещей. Земли эти принадлежали местному землевладельцу – алдару Хабошу Канукову, который решил подзаработать на продаже находок из обнажившихся могил. Прошло совсем немного времени, и перед изумленным взглядом любителей древностей в молодом тогда Кавказском музее Тифлиса предстали присланные из сурового ущелья Гизельдона предметы вооружения и украшения удивительной красоты и неожиданно гармоничной пластики. Х.Кануков, став первым представителем «черных археологов», фактически монополизировал все раскопки, сделав находки предметом продажи.

 

 

Нартское пиво

20-05-2013, 14:38, Культура [просмотров 1856]
  • Нравится
  • 0

Нартское пивоВначале было пиво. Потом появи­лись арака и вино. А за ними и дру­гие достижения мировой винокурни. Но пиво осталось главой осетинско­го застолья...  Об осетинском пиве рассказывали легенды, его хвалили европей­ские пивовары, а светлейшему князю Г. Потемкину Таврическому так понравился этот напиток, что он возмечтал завести пивоварню в Санкт-Петер­бурге. Нынче в Осетии также ва­рят пиво и неплохое, но оно дале­ко от древних стандартов. Предлагаем вашему вниманию древ­ний рецепт осетинского пива, най­денного в неопубликованной статье известного в прошлом культурного деятеля Осетии, этнографа И. Т. Собиева.

Кобанская культура в Нартиаде

20-05-2013, 14:35, Культура [просмотров 2717]
  • Нравится
  • 0

Кобанская культура в НартиадеФактически любой выпуск «Сказаний о нартах» начинается с Уархага, который отождествляется с прародителем нартов. Однако по Туганову до Уархага был целый свод славных нартских богатырей с сопутствующими им походами и битвами. К древнейшим нартовским героям Махарбек Туганов относит Басты-Сары-Тыха, первого нарта, Сауассу, Бора-Болат-Курда, Болат-Барзай, Дзлау, Уархага и Уархтанага. Одним из древнейших циклов эпоса считается цикл о Сауасса. В картине Туганова «Нарт Сауасса убивает маликов» главный герой сказания изображен в момент своей последней битвы. Не вдаваясь в целом в описание картины, хотелось бы обратить внимание на три главных атрибута вооружения нарта: палицу, кинжал и топор. Палица эта в эпосе названа металлической, в некоторых случаях – медной, в некоторых – железной. Среди вооружения археологических культур Кавказа эпохи поздней бронзы, металлические палицы встречаются как весьма распространенный вид оружия, типичны они и для кобанской культуры, в которой распространены и как вид вооружения и как символ власти. На поясе нарта М.Туганов изобразил кинжал совмещающий в себе черты кинжалов характерных для разных культур и исторических эпох, от кобанской (роговидное навершие) – до позднесредневекового и в целом типичного общекавказского наконечника ножен. 

Великаны Кавказа. Вымысел или реальность древнего мира?

9-04-2013, 08:27, Культура [просмотров 4748]
  • Нравится
  • 1

Великаны Кавказа. Вымысел или реальность древнего мира?Устные народные повествования «Сказания о нартах» давно стали источником по реконструкции общественного быта осетин, их военной организации и религиозных воззрений. Однако, признавая часть сказаний как свидетельство реальных фактов, исследователи эпоса другую часть относят к фантазиям повествователей. Конечно же, во многом с этим можно согласиться. Но некоторые сказочные моменты могут все же иметь реальную основу. В каждом из циклов осетинского эпоса есть упоминание о великанах-уаигах. С великанами имеют дело нарты Сослан, Сырдон, Батрадз. Одни нарты сражаются с великанами, другие применяют против них хитрость. Как бы то ни было, для нартов великаны существа из вражеского окружения. Как впрочем, и большинство соседних народов. Но за народами, проживающими у границ страны, закрепляется право на реальное существование, тогда как великаны-уаиги рассматриваются исключительно как существа вымышленные. Однако возможность существования в древности людей большого роста давно уже рассматривается как вполне обоснованная научная гипотеза. И этому есть основание. Не кажется ли вам странным, что сведения о великанах присутствуют в фольклоре практически каждого народа. Можно, конечно, опять-таки все это отнести к общим законам бытования устного народного творчества. Но есть и реальные факты существования в прошлом людей большого роста. Самый большой рост человека, зафиксированный документально – 285 см. Такой высоты достигал крестьянин Федор Махнов, живший более ста лет назад в Витебской губернии России. Ученые-антропологи считают, что это максимально возможный рост для человека.

To be, or not to be, зæгъгæ Или осетинский Гамлет в современный трактовке

1-04-2013, 19:35, Культура [просмотров 1636]
  • Нравится
  • 0

To be, or not to be, зæгъгæ  Или осетинский Гамлет в современный трактовке  Шекспировские страсти в современной осетинской интерпретации. «Гамлет» на сцене Юго-Осетинского Госдрамтеатра им. К. Хетагурова. Премьера намечена на майские праздники. Обо всех деталях ожидаемого события сегодня пока известно немного, однако отсутствие всяких подробностей о новой постановке никак не умаляет интриги, в которую облачен интерес к работе не только труппы нашего театра, но и не в меньшей степени к персоне приглашенного извне режиссера. Каким будет результат их совместной работы, можно только предполагать. Оттого ощущение волнения сегодня, пожалуй, присутствует у всех тех, кто задействован в этой масштабной и значимой постановке. Значимой, поскольку, по признанию наших актеров, именно с этой работой они косвенно увязывают начало нового этапа в деятельности труппы родного храма культуры, этапа, с которым связаны в том числе определенные надежды на возрождение духовного величия.  Театр, нетрудно предположить,  рассчитывает на громкий «выстрел» в зрительское восприятие. Постановку осуществляет 32-летний питерский театральный режиссер и актер Роман Габриа. Это первая работа режиссера с осетинским театром. Он окончил  Санкт-Петербургскую академию театрального искусства. Работал в театре, снимался в кино. Осуществил несколько постановок не только в родном Петербурге, но и в других регионах. Мнения о Романе Габриа во всемирной паутине можно встретить разные. Однако в большинстве случаев признание его таланта, незаурядности и умение мыслить глубже обозримых границ в каждом случае признаются бесспорно. А его высказывание о полной внутренней свободе и отрицании восприятия всякого давления со стороны, подстегивает интерес к конечному итогу его творческого полета вдвойне.

Лауызгæнæн – блинные поминки у осетин

1-04-2013, 19:22, Культура [просмотров 2279]
  • Нравится
  • 0

Ежегодно при приближении каких-либо религиозных праздников, очередной раз возникает вопрос о дате их проведения. Особенно это касается «лауызгæнæнтæ» – блинных поминок. Начинаются споры. Одни говорят, что их нужно делать, считаясь с религиозным (христианским) календарём, отчитывая дни и увязывая их с Великим постом. Другие настаивают на точном соблюдении даты по Лунному календарю, как и велось издревле. И по сути дела последние правы, поскольку изначально неправильно увязывать древний осетинский лауызгæнæн с христианской религией. Считается, что весенние обычаи и обряды осетин тесно связаны с началом хозяйственного года и магией плодородия. При этом, центральное место в ряду весенних календарных обрядов осетин занимал праздник «Лауызгæнæн» – своего рода блинные поминки у осетин (из тюркского Lаwas «круглый тонкий хлебец вроде блинов, лепёшка»). По мнению ряда ученых, блины появились в то время, когда человек ещё не умел выпекать хлеб и ритуальными они стали не из-за религиозных побуждений, а из-за простоты приготовления, мол, муку смешивали с водой, делали жидкое тесто и порциями выплёскивали его на горячие камни. Вполне можно согласиться с технической стороной приготовления блинов, но начнем с того, что предки осетин и многие другие народы, избрали чествование покойников именно с зимнего солнцеворота, вероятно в этом случае они держались того общего верования, что весеннее время было порою пробуждения и самих душ из недр земли, и пробуждения самой земли. Кроме блинов в эти поминальные дни, а это необходимая постная пища, к которым относятся блины-лауызта непосредственно, варили в первую субботу пшеничные зёрна «мæнæу», а во вторую субботу к ним добавлялись ещё кукурузные зёрна «нартхор».

Погребальная обрядность: пережиток прошлого или форма сохранения традиций

21-03-2013, 18:40, Культура [просмотров 2766]
  • Нравится
  • 0

Погребальная обрядность: пережиток прошлого или форма сохранения традицийПожалуй, нигде на Кавказе нет такой сложности и такого разнообразия погребального ритуала, как у осетин. В то же время нигде так долго и так безуспешно не боролись за искоренение или хотя бы упрощение этого ритуала. С одной стороны погребально-поминальная обрядность своими традициями восходит еще к скифской эпохе. С другой – развитие общества требовало упрощения, как самой церемонии, так и ее материальной составляющей. Однако, именно эта сфера общественной жизни всегда оставалась наиболее консервативной и не восприимчивой  к  переменам.  Ни  сходы  сельчан, ни введение христианского погребального обряда, ни советская система нивелирования патриархальных ценностей   ничто не смогло коренным образом изменить погребальную церемонию у осетин. Возможно, такая стойкость связана с тем, что из-за преобладания в погребально-поминальной обрядности древних черт вся обрядность воспринимается в народе не столько как религиозная, сколько как национальная. Немного истории. Согласно архивным печатным данным, в 1873 году жители села Ортеу Южной Осетии на сельском сходе решили ограничить размах поминок. Было решено, что на тризну следует приглашать не более 50 человек. При этом каждый из приглашенных должен был принести с собой меру зерна, выпивку или еще что-нибудь для помощи семье усопшего. Однако, судя по тому, как и сегодня в Ортеу широко справляются поминки, эта инициатива не продержалась долго.

Есть праздники в наших селеньях!

8-03-2013, 07:26, Культура [просмотров 1549]
  • Нравится
  • 0

Есть праздники в наших селеньях!Месяц март традиционно считается у нас женским месяцем, по причине празднования Международного женского дня 8 марта. В такой же день 1857 года в Нью-Йорке собрались на манифестацию работницы швейных и обувных фабрик. Они требовали 10 часовый рабочий день, светлые и сухие рабочие помещения, равную с мужчинами заработную плату. Работодатели, напуганные таким непривычным агрессивным волеизъявлением женщин, пошли на уступки. И, наверное, после об этом пожалели. Уже в 1910 году на Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене Клара Цеткин выступила с предложением о праздновании Международного женского дня 8 марта. Считается, что день 8 марта для протеста в Нью-Йорке был выбран не случайно, ведь среди активисток-работниц в то время большинство было еврейки. А день 8 марта в истории народа Торы связан с подвигом молодой вдовы Юдифь. В старозаветные времена в Иудею вторглась огромная армия властителя Вавилона Новуходоносора под командованием полководца Олоферна. Вавилоняне осадили родной город Юдифи Ветулию. Надежды у горожан не было никакой. Тогда Юдифь, взяв с собой служанку, отправилась в стан врага с тем, чтобы уговорить полководца Олоферна снять осаду. Какими методами это могла сделать молодая красивая женщина, судить не будем. Но в один из вечеров, когда обессиленный после бурных объятий и возлияний Олоферн засыпает, Юдифь его же мечом отделяет ему голову от порочного тела. Завернув голову Олоферна в покрывало, она спокойно возвращается в свой город. Охрана, знавшая о чувствах своего военачальника к молодой вдове, беспрепятственно ее пропускает. Наутро, когда выясняется, что армия в прямом и переносном смысле обезглавлена, вавилоняне снимают осаду и спешно возвращаются в Вавилон. Таким образом, именно день усекновения головы сластолюбца Олоферна патриоткой Юдифь и был выбран работницами Нью-Йорка для выражения своих прав. Что вполне символично.

Уроки национальной хореографии в школах Южной Осетии

25-02-2013, 18:11, Культура [просмотров 2030]
  • Нравится
  • 0

Уроки национальной хореографии в школах Южной ОсетииНравственное воспитание в духе национального самосознания будущих поколений, безусловно, одно из самых первостепенных и важных задач, которое стоит на повестке дня перед Министерством образования РЮО, да и всего нашего общества в целом. Поэтому с начала текущего учебного года в средних учебных заведениях страны был введен новый предмет – уроки национальной хореографии. Забегая вперед, хочется с уверенностью сказать, что инициатива Министерства образования, безусловно, станет серьезным подспорьем, действенным фундаментом в возрождении и выстраивании национального мышления подрастающего поколения. Просто не надо торопиться с итогами и результаты, несомненно, не заставят себя долго ждать. Сегодня же мы предлагаем вам интервью главного специалиста отдела Министерства образования РЮО Беллы Гаглоевой, которая непосредственно курирует реализацию данной программы.

Осетинское пиво. Напиток, ставший национальным символом

25-02-2013, 18:03, Культура [просмотров 3132]
  • Нравится
  • 0

Осетинское пиво. Напиток, ставший национальным символомКогда в Южную Осетию приезжает почетный гость – президент, министр или просто друг страны – его всегда встречают почетным бокалом пива. Церемония эта красочная и уже превратилась в традицию. Самое интересное, что сегодня почетный бокал с пивом это единственный случай, когда национальный напиток выступает в своей исконной ипостаси – ритуального напитка. Хотя церемония встречи гостя является лишь слабой тенью истинного предназначения пива в традиционном ритуале. Пиво в самосознании осетин – это, конечно же, больше чем хмельной напиток. Во времена религиозных празднеств в Осетии пиво было главным элементом молитвенного ритуала. Именно с чашей в руке жрецы обращались к Богу и святым. И первый тост на традиционном застолье также начинался пенным напитком. Однако со временем пиво стали совмещать с аракой, и постепенно пиво как ритуальный напиток потеряло свое предназначение. Сегодня во время застолий оно стало таким же «сопутствующим» напитком, как соки или минеральная вода. Понятие «ирон бæгæны» (осетинское пиво – ред.) является одним из символов национальной идентичности. Так же как «ирон æгъдау» (осетинский обычай) или «ирон æфсæрм» (осетинская честь). Кажется  несуразностью  объединять понятие спиртного напитка с элементами социального характера. Но это может удивить только человека, не воспитывавшегося в национальной среде. Осетины воспринимают этот напиток как элемент преданий, как часть традиционной религиозной церемонии, в которой они на протяжении жизни, так или иначе, принимают участие. Даже сам процесс изготовления пива, связанный со сложной, и во многом таинственной технологией создает в сознании людей особое отношение к этому напитку.

Новости

«    Май 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Популярно