Уроки национальной хореографии в школах Южной Осетии

25-02-2013, 18:11, Культура [просмотров 1846]
  • Нравится
  • 0

Уроки национальной хореографии в школах Южной ОсетииНравственное воспитание в духе национального самосознания будущих поколений, безусловно, одно из самых первостепенных и важных задач, которое стоит на повестке дня перед Министерством образования РЮО, да и всего нашего общества в целом. Поэтому с начала текущего учебного года в средних учебных заведениях страны был введен новый предмет – уроки национальной хореографии. Забегая вперед, хочется с уверенностью сказать, что инициатива Министерства образования, безусловно, станет серьезным подспорьем, действенным фундаментом в возрождении и выстраивании национального мышления подрастающего поколения. Просто не надо торопиться с итогами и результаты, несомненно, не заставят себя долго ждать. Сегодня же мы предлагаем вам интервью главного специалиста отдела Министерства образования РЮО Беллы Гаглоевой, которая непосредственно курирует реализацию данной программы.

Осетинское пиво. Напиток, ставший национальным символом

25-02-2013, 18:03, Культура [просмотров 2822]
  • Нравится
  • 0

Осетинское пиво. Напиток, ставший национальным символомКогда в Южную Осетию приезжает почетный гость – президент, министр или просто друг страны – его всегда встречают почетным бокалом пива. Церемония эта красочная и уже превратилась в традицию. Самое интересное, что сегодня почетный бокал с пивом это единственный случай, когда национальный напиток выступает в своей исконной ипостаси – ритуального напитка. Хотя церемония встречи гостя является лишь слабой тенью истинного предназначения пива в традиционном ритуале. Пиво в самосознании осетин – это, конечно же, больше чем хмельной напиток. Во времена религиозных празднеств в Осетии пиво было главным элементом молитвенного ритуала. Именно с чашей в руке жрецы обращались к Богу и святым. И первый тост на традиционном застолье также начинался пенным напитком. Однако со временем пиво стали совмещать с аракой, и постепенно пиво как ритуальный напиток потеряло свое предназначение. Сегодня во время застолий оно стало таким же «сопутствующим» напитком, как соки или минеральная вода. Понятие «ирон бæгæны» (осетинское пиво – ред.) является одним из символов национальной идентичности. Так же как «ирон æгъдау» (осетинский обычай) или «ирон æфсæрм» (осетинская честь). Кажется  несуразностью  объединять понятие спиртного напитка с элементами социального характера. Но это может удивить только человека, не воспитывавшегося в национальной среде. Осетины воспринимают этот напиток как элемент преданий, как часть традиционной религиозной церемонии, в которой они на протяжении жизни, так или иначе, принимают участие. Даже сам процесс изготовления пива, связанный со сложной, и во многом таинственной технологией создает в сознании людей особое отношение к этому напитку.

И снова о восстановлении здания Юго-Осетинского Госдрамтеатра

19-02-2013, 06:16, Культура [просмотров 1509]
  • Нравится
  • 0

И снова о восстановлении здания Юго-Осетинского ГосдрамтеатраВ первом номере за текущий год газеты «Ирыстон сæрибары фæзуат» было опубликовано «Открытое письмо Президенту РЮО Леониду Тибилову», в котором в частности говорилось о проблеме «восстановления многострадального Юго-Осетинского драматического театра имени Коста Хетагурова». Проблема, безусловно, государственного масштаба, однако, затянувшаяся во времени, и не делающая своими половинчатыми решениями чести всему нашему народу. Известно, что за последние годы было разработано несколько проектов восстановления здания Госдрамтеатра, однако работы так и не начались, и дальше слов ничего не идет. С желанием прокомментировать публикацию в газете «Ирыстон сæрибары фæзуат» к нам обратился художественный руководитель Госдрамтеатра им. К. Хетагурова Сослан Бибилов, которому мы, естественно, предоставили наши полосы, поскольку мнение театрального чиновника и актера, отдавшего половину своей жизни служению Мельпомене в родных стенах, более чем имеет право на гласность. Тем более, что по его словам, он выражает не только свое мнение, но и всего коллектива нашего театра.

Ирбег Маргиев: «Для изучения всего разнообразия мира наших предков, потребуется работа не одного поколения ученых…»

19-02-2013, 06:10, Культура [просмотров 3029]
  • Нравится
  • 0

Ирбег Маргиев:  «Для изучения всего разнообразия мира наших предков, потребуется работа не одного поколения ученых…»  На протяжении многих десятилетий сфера науки в осетинском государстве всегда считалась главным двигателем развития нации, именно поэтому ситуацию, которая сложилась на сегодняшний день в этой области, а охарактеризовать ее можно только как кризисную, комментировать попросту невозможно. Однако, кризис новых исследований в области языка, культуры, истории, да, впрочем, как и новых ярких имен в осетинской науке вполне объясним и оправдан. По-другому быть и не могло – последние 20 лет, в условиях постоянной военной угрозы, людям всех поколений и профессий думалось лишь об одном – как выжить? О каких исследованиях могла идти речь в тяжелое послевоенное время? Поэтому хочется надеяться, что сейчас все нормализуется, и с учетом предпосылок для развития, осетинская наука сможет вернуть утраченные позиции. В этом случае приходиться уповать, в основном, на молодое поколение, которое, увы, пока не проявляет особого интереса к сфере науки, изучению родного языка и истории своего государства, во всяком случае на ожидаемом серьезном уровне. И только единицы из их числа пока что представляют свое будущее связанным с исследовательской работой. К числу таких молодых людей можно отнести  и  нашего  сегодняшнего собеседника. Ирбег Маргиев – этнограф, младший научный сотрудник НИИ РЮО им. З. Ванеева, уже четвертый год профессионально занимается научной деятельностью. За этот небольшой период он провел большой объем исследовательской работы и сбора материалов по этнографии, истории происхождения осетинских фамилий и названий населенных пунктов. О выборе профессии, исследовательской работе и о планах на будущее Ирбег рассказал в интервью нашей газете.

Сослан Бибилов: Тамерлан Дзудцов режиссер от Бога, но не стоит вину за собственные проблемы пытаться перекладывать на других…»

21-11-2012, 22:42, Культура, Интервью [просмотров 1966]
  • Нравится
  • 0

Сослан Бибилов:   Тамерлан Дзудцов режиссер от Бога, но не стоит вину за собственные проблемы пытаться перекладывать на других…»  В прошлом номере газеты «Республика» было опубликовано интервью режиссера, заслуженного деятеля искусств РЮО, бывшего министра культуры и художественного руководителя Юго-Осетинского Госдрамтеатра Тамерлана Дзудцова, в котором он подверг критике деятельность нашего театра, высказав ряд резких критических замечаний  и  в адрес коллектива. Нынешний художественный руководитель театра, заслуженный артист РЮО и РСО-Алании Сослан Бибилов выразил свое несогласие с некоторыми высказываниями своего бывшего коллеги, назвав их беспочвенными и несколько надуманными. Безусловно, осетинское театральное искусство в настоящее время находится в состоянии определенного кризиса и Бибилов не может это не признавать, но в то же время он считает, что крайне несправедливо возлагать ответственность за очевидные проблемы, порожденные в результате огромного шквала объективных и субъективных факторов много лет назад, на коллектив театра. В ходе нашей короткой беседы мы попытались разобраться в причинах, породивших столь ощутимый упадок театрального искусства, а также в точке зрения Худрука Бибилова на все чаще в последнее время звучащие упреки в адрес его коллектива.

 

Æз уæ фырт дæн, мæ ныййарæг адæм…

14-11-2012, 00:03, Культура [просмотров 1705]
  • Нравится
  • 0

Æз уæ фырт дæн, мæ ныййарæг адæм…Писать о людях гениальных, масштабных, разноплановых и многогранных, тем более усопших, всегда непросто. Непросто в первую очередь потому, что есть опасение не охватить все грани, все потаенные уголки их величия и мощи – мощи личностной и творческой. Но именно эти попытки проникновения в творчество и своеобразное соприкосновение с эпохой, которая родила и вскормила такого рода личностей, дают множество ответов и наиболее полное представление о прошедшем времени, о жизни целого народа, о приоритетах времени и значимости отдельных представителей нации.

О Владимире Икаеве, выдающемся осетинском поэте, пламенном патриоте своего народа, с одной стороны, сказано немало. Тем не менее, об огромном значении его творчества и объемном вкладе в осетинскую литературу, о его личностном участии в развитии родного народа всегда есть что сказать, есть что добавить. Сегодня, когда наш народ с огромным напряжением движется по пути возрождения, в период глубокой озабоченности судьбой нации и особенной тревоги за духовное возрождение, его творческое наследие наполняется смыслом особенным и в определенной степени знаковым. Даже  спустя более 20 лет после его безвременной внезапной кончины сегодняшнее поколение, лично не знакомое с этим человеком, вникая в суть его творчества, читая его стихи, чувствует какое-то незримое присутствие поэта в сегодняшней жизни, настолько точным и глубоким является «попадание» его удивительно проникновенных строк в существующую реальность.

О письмах Коста Хетагурова

30-10-2012, 19:04, Культура [просмотров 2959]
  • Нравится
  • 0

 О письмах Коста Хетагурова(Ко дню рождению поэта)

Эпистолярное наследие Коста представляет собой большой ценный материал как для исследователя, так и для любознательного читателя, которому интересно знать о Коста как можно больше. К сожалению, по этой теме нет научных работ. Между тем, стоит сказать, что до нас дошло более 80-ти писем поэта. Эти письма писались тогда, когда силой обстоятельств их автор был оторван от своих друзей, родных и не мог лично общаться с ними.

Поэт писал своим корреспондентам из разных мест: из Петербурга, из Ставрополя, где провел долгие годы, из Карачая, где находился в пору первой ссылки (1891), из Херсона и Очакова во время второй ссылки (1899) – наиболее тяжелого периода в жизни Коста, когда его по ложному доносу, по сфальсифицированному обвинению сослали далеко за пределы Терской области, оторвав от привычной обстановки, от близких и друзей. Кроме того, часть писем написаны из больниц, госпиталей, в которых поэт неоднократно находился на лечении.

О пьесе Коста Хетагурова «Дуня»

17-10-2012, 14:49, Культура [просмотров 2103]
  • Нравится
  • 0

 О пьесе Коста Хетагурова «Дуня»(15 октября исполнилось 153 года со дня рождения Коста Хетагурова)  

Одним из произведений Коста Хетагурова, написанных им на русском языке, является пьеса «Дуня». Поэт написал два варианта пьесы. Первый вариант назывался «Курсистка». Жанр пьесы автор обозначил как «комедию-шутку в 4-х действиях». Произведение датируется 1890 годом. По имеющимся сведениям, Коста работал над этой пьесой в 1888-1889гг. Главную героиню пьесы звали Аней. Позже Коста вернулся к пьесе, заново отредактировал её, изменив имя главной героини на Дуню. Пьеса также была переименована, получив название «Дуня», а жанр её был обозначен как «фантазия в 4-х действиях». Впервые пьеса была опубликована в 1893г. в газете «Северный Кавказ» в нескольких номерах (№№55, 57 от 15 и 22 июля, №№61, 63, 65, 67 от 5, 12, 19, 26 августа, №69 от 2 сентября). В 1902 г., то есть при жизни Коста, пьеса «Дуня» была издана отдельной книжкой. Текст этого издания вошёл в пятитомник произведений Коста Хетагурова под редакцией  Казбека  Гутиева,  вышедший  в свет в 60-е годы. Этот текст также вошёл в новый пятитомник, изданный в 1999-2001 гг.

 

Нужно возобновить работу Комиссии по топонимам и серьезно подойти к ее составу

25-09-2012, 10:33, Культура [просмотров 1802]
  • Нравится
  • 0

Нужно возобновить работу Комиссии по топонимам и серьезно подойти к ее составуСегодня, когда грузинская научная элита продолжает вести активную борьбу против исторического прошлого осетинского народа, в том числе продолжая претендовать на часть юго-осетинских территорий, действия и работа нашей научной интеллигенции нуждаются в большей активности, чтобы раз и навсегда расставить объективные акценты над многими серьезными вопросами, касающимися древней истории. И здесь немаловажную роль играет работа в области топонимики. Со слов старшего поколения мы знаем, что в годы советской власти, когда Южная Осетия вынужденно находилась в составе союзной Грузии, практически все топонимы, за редкими исключениями, в той или иной степени подверглись «грузинизации». В некоторых случаях топонимы были искажены до неузнаваемости, когда без каких-либо особых «церемоний» наименование населенного пункта просто переводилось на грузинский язык или произвольно давалось совсем новое наименование, никак не связанное с исконным, а затем документально утверждалось. В большинстве же случаев, к осетинским топонимам прибавлялось грузинское окончание -и. 

Юго-Осетинский Госдрамтеатр: призрачное будущее или время кричать «Додой»?

25-09-2012, 10:27, Культура [просмотров 1693]
  • Нравится
  • 0

Юго-Осетинский Госдрамтеатр: призрачное будущее или время кричать «Додой»?Более семи лет назад, в апреле 2005 года, сгорело здание Юго-Осетинского Государственного драматического театра им. К. Хетагурова. Огонь полностью уничтожил одно из самых красивых и оригинальных зданий нашего города. С тех пор на месте театра руины… Именно этот день стал своеобразной точкой отсчета на пути к медленному, но все более очевидному в последние годы духовному разложению нашего главного, без преувеличения, очага национальной культуры. Театр, бесспорно, утратил свое былое величие, он перестал быть тем самым центром осетинской духовности, который, зачастую, вопреки многим обстоятельствам, формировался на протяжении долгих десятилетий, и который был таким невероятно дорогим и родным для каждого из нас, выносящих, в бытность его процветания, из этого храма маленькие кирпичики всеобъемлющего ирон фарн, из которых, в числе прочего духовного «материала», с годами выстраивалась мощная непоколебимая стена патриотизма и национального самосознания. Сегодняшний театр – это не просто руины в центре нашего Цхинвала, это руины в сердце каждого из нас, и что особенно тревожно, уже далеко не призрачные руины духовности и величия осетинского сценического искусства. На наших глазах, как будто в унисон нашей же безрассудности, театр, как это цинично не прозвучит, кажется, доживает свои дни. И этот процесс проходит при полном равнодушии общества в целом и с молчаливого согласия всех тех, кто за театр в ответе перед нацией, для которой именно национальный театр является одним из главных показателей ее культурного и духовного развития. Наверное, многие из нас согласны с мнением, что осетинское сценическое искусство в юго-осетинской интерпретации это сегодня не более, чем примитив. Однако, справедливости ради следует признать и то, что примитив вынужденный и в какой-то степени оправданный. Тому есть множество объяснений. В нашем театре за всю его историю существования всегда на первом плане были национальные постановки по мотивам произведений осетинских драматургов. Сегодняшний театр все эти принципы отодвинул на второй план.

Новости

«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Популярно