Погребальная обрядность: пережиток прошлого или форма сохранения традиций

21-03-2013, 18:40, Культура [просмотров 2275]
  • Нравится
  • 0

Погребальная обрядность: пережиток прошлого или форма сохранения традицийПожалуй, нигде на Кавказе нет такой сложности и такого разнообразия погребального ритуала, как у осетин. В то же время нигде так долго и так безуспешно не боролись за искоренение или хотя бы упрощение этого ритуала. С одной стороны погребально-поминальная обрядность своими традициями восходит еще к скифской эпохе. С другой – развитие общества требовало упрощения, как самой церемонии, так и ее материальной составляющей. Однако, именно эта сфера общественной жизни всегда оставалась наиболее консервативной и не восприимчивой  к  переменам.  Ни  сходы  сельчан, ни введение христианского погребального обряда, ни советская система нивелирования патриархальных ценностей   ничто не смогло коренным образом изменить погребальную церемонию у осетин. Возможно, такая стойкость связана с тем, что из-за преобладания в погребально-поминальной обрядности древних черт вся обрядность воспринимается в народе не столько как религиозная, сколько как национальная. Немного истории. Согласно архивным печатным данным, в 1873 году жители села Ортеу Южной Осетии на сельском сходе решили ограничить размах поминок. Было решено, что на тризну следует приглашать не более 50 человек. При этом каждый из приглашенных должен был принести с собой меру зерна, выпивку или еще что-нибудь для помощи семье усопшего. Однако, судя по тому, как и сегодня в Ортеу широко справляются поминки, эта инициатива не продержалась долго.

Есть праздники в наших селеньях!

8-03-2013, 07:26, Культура [просмотров 1309]
  • Нравится
  • 0

Есть праздники в наших селеньях!Месяц март традиционно считается у нас женским месяцем, по причине празднования Международного женского дня 8 марта. В такой же день 1857 года в Нью-Йорке собрались на манифестацию работницы швейных и обувных фабрик. Они требовали 10 часовый рабочий день, светлые и сухие рабочие помещения, равную с мужчинами заработную плату. Работодатели, напуганные таким непривычным агрессивным волеизъявлением женщин, пошли на уступки. И, наверное, после об этом пожалели. Уже в 1910 году на Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене Клара Цеткин выступила с предложением о праздновании Международного женского дня 8 марта. Считается, что день 8 марта для протеста в Нью-Йорке был выбран не случайно, ведь среди активисток-работниц в то время большинство было еврейки. А день 8 марта в истории народа Торы связан с подвигом молодой вдовы Юдифь. В старозаветные времена в Иудею вторглась огромная армия властителя Вавилона Новуходоносора под командованием полководца Олоферна. Вавилоняне осадили родной город Юдифи Ветулию. Надежды у горожан не было никакой. Тогда Юдифь, взяв с собой служанку, отправилась в стан врага с тем, чтобы уговорить полководца Олоферна снять осаду. Какими методами это могла сделать молодая красивая женщина, судить не будем. Но в один из вечеров, когда обессиленный после бурных объятий и возлияний Олоферн засыпает, Юдифь его же мечом отделяет ему голову от порочного тела. Завернув голову Олоферна в покрывало, она спокойно возвращается в свой город. Охрана, знавшая о чувствах своего военачальника к молодой вдове, беспрепятственно ее пропускает. Наутро, когда выясняется, что армия в прямом и переносном смысле обезглавлена, вавилоняне снимают осаду и спешно возвращаются в Вавилон. Таким образом, именно день усекновения головы сластолюбца Олоферна патриоткой Юдифь и был выбран работницами Нью-Йорка для выражения своих прав. Что вполне символично.

Уроки национальной хореографии в школах Южной Осетии

25-02-2013, 18:11, Культура [просмотров 1716]
  • Нравится
  • 0

Уроки национальной хореографии в школах Южной ОсетииНравственное воспитание в духе национального самосознания будущих поколений, безусловно, одно из самых первостепенных и важных задач, которое стоит на повестке дня перед Министерством образования РЮО, да и всего нашего общества в целом. Поэтому с начала текущего учебного года в средних учебных заведениях страны был введен новый предмет – уроки национальной хореографии. Забегая вперед, хочется с уверенностью сказать, что инициатива Министерства образования, безусловно, станет серьезным подспорьем, действенным фундаментом в возрождении и выстраивании национального мышления подрастающего поколения. Просто не надо торопиться с итогами и результаты, несомненно, не заставят себя долго ждать. Сегодня же мы предлагаем вам интервью главного специалиста отдела Министерства образования РЮО Беллы Гаглоевой, которая непосредственно курирует реализацию данной программы.

Осетинское пиво. Напиток, ставший национальным символом

25-02-2013, 18:03, Культура [просмотров 2568]
  • Нравится
  • 0

Осетинское пиво. Напиток, ставший национальным символомКогда в Южную Осетию приезжает почетный гость – президент, министр или просто друг страны – его всегда встречают почетным бокалом пива. Церемония эта красочная и уже превратилась в традицию. Самое интересное, что сегодня почетный бокал с пивом это единственный случай, когда национальный напиток выступает в своей исконной ипостаси – ритуального напитка. Хотя церемония встречи гостя является лишь слабой тенью истинного предназначения пива в традиционном ритуале. Пиво в самосознании осетин – это, конечно же, больше чем хмельной напиток. Во времена религиозных празднеств в Осетии пиво было главным элементом молитвенного ритуала. Именно с чашей в руке жрецы обращались к Богу и святым. И первый тост на традиционном застолье также начинался пенным напитком. Однако со временем пиво стали совмещать с аракой, и постепенно пиво как ритуальный напиток потеряло свое предназначение. Сегодня во время застолий оно стало таким же «сопутствующим» напитком, как соки или минеральная вода. Понятие «ирон бæгæны» (осетинское пиво – ред.) является одним из символов национальной идентичности. Так же как «ирон æгъдау» (осетинский обычай) или «ирон æфсæрм» (осетинская честь). Кажется  несуразностью  объединять понятие спиртного напитка с элементами социального характера. Но это может удивить только человека, не воспитывавшегося в национальной среде. Осетины воспринимают этот напиток как элемент преданий, как часть традиционной религиозной церемонии, в которой они на протяжении жизни, так или иначе, принимают участие. Даже сам процесс изготовления пива, связанный со сложной, и во многом таинственной технологией создает в сознании людей особое отношение к этому напитку.

И снова о восстановлении здания Юго-Осетинского Госдрамтеатра

19-02-2013, 06:16, Культура [просмотров 1415]
  • Нравится
  • 0

И снова о восстановлении здания Юго-Осетинского ГосдрамтеатраВ первом номере за текущий год газеты «Ирыстон сæрибары фæзуат» было опубликовано «Открытое письмо Президенту РЮО Леониду Тибилову», в котором в частности говорилось о проблеме «восстановления многострадального Юго-Осетинского драматического театра имени Коста Хетагурова». Проблема, безусловно, государственного масштаба, однако, затянувшаяся во времени, и не делающая своими половинчатыми решениями чести всему нашему народу. Известно, что за последние годы было разработано несколько проектов восстановления здания Госдрамтеатра, однако работы так и не начались, и дальше слов ничего не идет. С желанием прокомментировать публикацию в газете «Ирыстон сæрибары фæзуат» к нам обратился художественный руководитель Госдрамтеатра им. К. Хетагурова Сослан Бибилов, которому мы, естественно, предоставили наши полосы, поскольку мнение театрального чиновника и актера, отдавшего половину своей жизни служению Мельпомене в родных стенах, более чем имеет право на гласность. Тем более, что по его словам, он выражает не только свое мнение, но и всего коллектива нашего театра.

Ирбег Маргиев: «Для изучения всего разнообразия мира наших предков, потребуется работа не одного поколения ученых…»

19-02-2013, 06:10, Культура [просмотров 2904]
  • Нравится
  • 0

Ирбег Маргиев:  «Для изучения всего разнообразия мира наших предков, потребуется работа не одного поколения ученых…»  На протяжении многих десятилетий сфера науки в осетинском государстве всегда считалась главным двигателем развития нации, именно поэтому ситуацию, которая сложилась на сегодняшний день в этой области, а охарактеризовать ее можно только как кризисную, комментировать попросту невозможно. Однако, кризис новых исследований в области языка, культуры, истории, да, впрочем, как и новых ярких имен в осетинской науке вполне объясним и оправдан. По-другому быть и не могло – последние 20 лет, в условиях постоянной военной угрозы, людям всех поколений и профессий думалось лишь об одном – как выжить? О каких исследованиях могла идти речь в тяжелое послевоенное время? Поэтому хочется надеяться, что сейчас все нормализуется, и с учетом предпосылок для развития, осетинская наука сможет вернуть утраченные позиции. В этом случае приходиться уповать, в основном, на молодое поколение, которое, увы, пока не проявляет особого интереса к сфере науки, изучению родного языка и истории своего государства, во всяком случае на ожидаемом серьезном уровне. И только единицы из их числа пока что представляют свое будущее связанным с исследовательской работой. К числу таких молодых людей можно отнести  и  нашего  сегодняшнего собеседника. Ирбег Маргиев – этнограф, младший научный сотрудник НИИ РЮО им. З. Ванеева, уже четвертый год профессионально занимается научной деятельностью. За этот небольшой период он провел большой объем исследовательской работы и сбора материалов по этнографии, истории происхождения осетинских фамилий и названий населенных пунктов. О выборе профессии, исследовательской работе и о планах на будущее Ирбег рассказал в интервью нашей газете.

Сослан Бибилов: Тамерлан Дзудцов режиссер от Бога, но не стоит вину за собственные проблемы пытаться перекладывать на других…»

21-11-2012, 22:42, Культура, Интервью [просмотров 1809]
  • Нравится
  • 0

Сослан Бибилов:   Тамерлан Дзудцов режиссер от Бога, но не стоит вину за собственные проблемы пытаться перекладывать на других…»  В прошлом номере газеты «Республика» было опубликовано интервью режиссера, заслуженного деятеля искусств РЮО, бывшего министра культуры и художественного руководителя Юго-Осетинского Госдрамтеатра Тамерлана Дзудцова, в котором он подверг критике деятельность нашего театра, высказав ряд резких критических замечаний  и  в адрес коллектива. Нынешний художественный руководитель театра, заслуженный артист РЮО и РСО-Алании Сослан Бибилов выразил свое несогласие с некоторыми высказываниями своего бывшего коллеги, назвав их беспочвенными и несколько надуманными. Безусловно, осетинское театральное искусство в настоящее время находится в состоянии определенного кризиса и Бибилов не может это не признавать, но в то же время он считает, что крайне несправедливо возлагать ответственность за очевидные проблемы, порожденные в результате огромного шквала объективных и субъективных факторов много лет назад, на коллектив театра. В ходе нашей короткой беседы мы попытались разобраться в причинах, породивших столь ощутимый упадок театрального искусства, а также в точке зрения Худрука Бибилова на все чаще в последнее время звучащие упреки в адрес его коллектива.

 

Æз уæ фырт дæн, мæ ныййарæг адæм…

14-11-2012, 00:03, Культура [просмотров 1587]
  • Нравится
  • 0

Æз уæ фырт дæн, мæ ныййарæг адæм…Писать о людях гениальных, масштабных, разноплановых и многогранных, тем более усопших, всегда непросто. Непросто в первую очередь потому, что есть опасение не охватить все грани, все потаенные уголки их величия и мощи – мощи личностной и творческой. Но именно эти попытки проникновения в творчество и своеобразное соприкосновение с эпохой, которая родила и вскормила такого рода личностей, дают множество ответов и наиболее полное представление о прошедшем времени, о жизни целого народа, о приоритетах времени и значимости отдельных представителей нации.

О Владимире Икаеве, выдающемся осетинском поэте, пламенном патриоте своего народа, с одной стороны, сказано немало. Тем не менее, об огромном значении его творчества и объемном вкладе в осетинскую литературу, о его личностном участии в развитии родного народа всегда есть что сказать, есть что добавить. Сегодня, когда наш народ с огромным напряжением движется по пути возрождения, в период глубокой озабоченности судьбой нации и особенной тревоги за духовное возрождение, его творческое наследие наполняется смыслом особенным и в определенной степени знаковым. Даже  спустя более 20 лет после его безвременной внезапной кончины сегодняшнее поколение, лично не знакомое с этим человеком, вникая в суть его творчества, читая его стихи, чувствует какое-то незримое присутствие поэта в сегодняшней жизни, настолько точным и глубоким является «попадание» его удивительно проникновенных строк в существующую реальность.

О письмах Коста Хетагурова

30-10-2012, 19:04, Культура [просмотров 2751]
  • Нравится
  • 0

 О письмах Коста Хетагурова(Ко дню рождению поэта)

Эпистолярное наследие Коста представляет собой большой ценный материал как для исследователя, так и для любознательного читателя, которому интересно знать о Коста как можно больше. К сожалению, по этой теме нет научных работ. Между тем, стоит сказать, что до нас дошло более 80-ти писем поэта. Эти письма писались тогда, когда силой обстоятельств их автор был оторван от своих друзей, родных и не мог лично общаться с ними.

Поэт писал своим корреспондентам из разных мест: из Петербурга, из Ставрополя, где провел долгие годы, из Карачая, где находился в пору первой ссылки (1891), из Херсона и Очакова во время второй ссылки (1899) – наиболее тяжелого периода в жизни Коста, когда его по ложному доносу, по сфальсифицированному обвинению сослали далеко за пределы Терской области, оторвав от привычной обстановки, от близких и друзей. Кроме того, часть писем написаны из больниц, госпиталей, в которых поэт неоднократно находился на лечении.

О пьесе Коста Хетагурова «Дуня»

17-10-2012, 14:49, Культура [просмотров 1904]
  • Нравится
  • 0

 О пьесе Коста Хетагурова «Дуня»(15 октября исполнилось 153 года со дня рождения Коста Хетагурова)  

Одним из произведений Коста Хетагурова, написанных им на русском языке, является пьеса «Дуня». Поэт написал два варианта пьесы. Первый вариант назывался «Курсистка». Жанр пьесы автор обозначил как «комедию-шутку в 4-х действиях». Произведение датируется 1890 годом. По имеющимся сведениям, Коста работал над этой пьесой в 1888-1889гг. Главную героиню пьесы звали Аней. Позже Коста вернулся к пьесе, заново отредактировал её, изменив имя главной героини на Дуню. Пьеса также была переименована, получив название «Дуня», а жанр её был обозначен как «фантазия в 4-х действиях». Впервые пьеса была опубликована в 1893г. в газете «Северный Кавказ» в нескольких номерах (№№55, 57 от 15 и 22 июля, №№61, 63, 65, 67 от 5, 12, 19, 26 августа, №69 от 2 сентября). В 1902 г., то есть при жизни Коста, пьеса «Дуня» была издана отдельной книжкой. Текст этого издания вошёл в пятитомник произведений Коста Хетагурова под редакцией  Казбека  Гутиева,  вышедший  в свет в 60-е годы. Этот текст также вошёл в новый пятитомник, изданный в 1999-2001 гг.

 

Новости

«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Популярно