«Примирение кровников в окопах». Госзаказ на реальном сюжете истории
Одна из задач любого музея состоит не только в сохранении
имеющихся экспонатов, пополнении своих фондов новыми артефактами, но и в их
периодической демонстрации населению. Особенно если имеющихся площадей не
достаточно и необходимо периодически обновлять экспозиции. Обычно подобное
происходит к определенным датам. Именно по этому общепринятому принципу
работает и Национальный музей Южной Осетии. Поэтому, когда дирекция музея
объявляет через СМИ об открытии новой временной экспозиции, то желательно,
чтобы жители столицы не игнорировали эти анонсы, а еще лучше, чтобы музей чаще
посещали учащиеся школ Республики. К примеру, именно благодаря таким временным
экспозициям, не так давно мне представился случай увидеть оригинал одной из картин
основоположника современного национального изобразительного искусства
гениального Махарбека Туганова «Примирение кровников в окопах в 1919 году»
(80х70). Безусловно, об этой картине мне было известно, она находится в
каталогах работ Мастера, но увидеть ее представилось впервые, хотя, возможно,
она ранее уже и выставлялась. Сегодня на этой работе Махарбека Сафаровича
хотелось бы остановиться несколько подробнее.
Написание картины датируется 1928 годом, и она является одной из тех, которые удалось спасти во время известного пожара, случившегося в Краеведческом музее Южной Осетии в 1941 году.
Надо сказать, что в советские годы идеологии, визуализации необходимых образов уделялось большое значение. Поэтому зачастую деятели искусства не только творили сами, но и выполняли различные госзаказы. Руководство Страны Советов понимало значение и необходимость государственного заказа. Другое дело, что Махарбек Туганов умело совмещал советское с национальным, искусно обходя тиски советской цензуры. Именно подобным образом из под его кисти вышли такие знаковые полотна как «Расстрел 13 коммунаров», «Защита крепости Кехви революционерами», «Генерал Тормасов и пленные вожди-повстанцы» и другие. Нет сомнений, что и данная работа «Примирение кровников в окопах в 1919 году» выполнена по госзаказу. Построена же она по хорошо известному для Осетии тех лет историческому событию, а потому воспринималась населением с пониманием. Тем более что с имевшего места действа не прошло и десяти лет. Сама же композиция дышит выразительной экспрессией, отличается динамичностью и глубоким психологизмом.
События происходили в годы Гражданской войны. Белогвардейцы, пытаясь возродиться, собирались покорить Северный Кавказ. Здесь действовал белый генерал А. Г. Шкуро, перед которым стояла задача усмирить Осетию и, в частности, занять Владикавказ. Но на пути белой дивизии выстроился оборонительный редут у селения Христиановское (Дигора). Защитные ряды осетин значительно уступали белым, а потому Шкуро предложил последователям большевиков, а на севере тогда действовало движение «Кермен», очистить село и уйти в горы. Стоит ли говорить, что ответом послужил отказ. Именно в этот момент перед общим врагом и происходит примирение кровников, представителей двух фамилий Уруймаговых и Такоевых, которые враждовали более сорока лет. Было пролито немало крови и слез женщин. Но того требовал обычай, принесший немало страданий обеим фамилиям. Дикая злоба кровной мести. Однако, в борьбе с бандами Шкуро кровники примирились. Все, кто мог тогда носить оружие, встали на защиту родного края. В окопах встретились и два кровника – Асланбек Уруймагов и Тембол Такоев. После, сражаясь, они оба погибли, рядом, как герои. Вот как описывался сюжет картины в публикации того времени: «На защиту родного села выступили красные партизаны. Среди них немало представителей родов, разделённых десятилетиями кровной вражды, но общая цель – борьба против угнетателей, пробуждающее сознание братства по классу, собравшая их под единое знамя, отодвинула на задний план личные счеты. В теплых пожатиях сильных рук, в дружественных объятиях скрепляется здесь боевой союз». Именно этот момент и изобразил Махарбек Туганов. Примечательно, что художник здесь целенаправленно сыграл на контрастах. Причем жизнерадостный тон картине придает не солнечный свет, что было бы логично – освещение, наоборот, сумрачное, морозная дымка висит над заснеженными полями, близится ночь. Но мрак нахмуренной природы рассеивается и теплоту картине создает искренность, великодушный порыв людей, объединенных идеей свободы родного селения. Добавим, что этот исторический сюжет примирения кровников нашел отражение и в ряде литературных произведений.
Что же касается исхода боя, то отряды осетин вместе с бойцами партии «Кермен», общим количеством около 2 тысяч человек, были готовы к отражению атак. Подходы были опоясаны окопами и линиями проволочных заграждений. Однако численность войск Шкуро была в разы больше и лучше вооружена. Белогвардейцы рассчитывали на легкую победу. Но, вопреки ожиданиям, встретили упорное сопротивление. 28 января 1919 года защитники селения отбили первую атаку. 30 января началось второе наступление с использованием артиллерии, которое также было отбито. Тогда Шкуро подверг село двухдневному обстрелу, после чего взял его штурмом. Потери с обеих сторон исчислялись сотнями человек. Многие из защитников перешли к партизанским действиям.
Сохранился, кстати, рапорт военного коменданта селения Христиановского на имя начальника 1-й Кавказской казачьей дивизии: «Бежавшие в горы и леса большевики постепенно спускаются на плоскость. Ими уже создан в горах отряд. Если не сегодня, то завтра, несомненно, будет нападение большевиков на селение Христианское. В моем распоряжении нет никаких сил. Дело грозит большими осложнениями…».
А. Кочиев
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.