День святого Хетага? Что за очередная вольность?

14-07-2020, 15:31, Культура [просмотров 573] [версия для печати]
  • Нравится
  • 1

День святого Хетага? Что за очередная вольность?В минувшие выходные в Алании отмечали один из общенациональных религиозных праздников – Уастырджыйы къохы дзуары бон, для простоты именуемый в народе Хетæджы Уастырджыйы дзуар. Однако, в условия пандемии, в текущем году торжества прошли в заметно усеченном виде. Также как ранее и другой праздник национальной веры – Рекомы дзуары бон. В обоих случаях с подобными рекомендациями и привызом к пониманию обратился глава «Стыр Ныхас» Руслан Кучиев. Что касается Уастырджыйы къохы дзуары бон, то с поздравлениями к соплеменникам обратились главы Алании, северной – Вячеслав Битаров и Южной – Анатолий Бибилов. Правда, в обоих случаях с общенациональным праздником поздравляли в основном жителей севера нашей Родины. Но сегодня разговор не об этом. В конце-концов подобное могло оказаться элементарно недосмотром обеих пресс-служб.

Другое дело, что уже не первый год на севере Алании этот религиозный праздник неверно трактуют. Вот и в минувшее воскресенье глава севера Осетии В. Битаров, предварительно, по доброй традиции облачившись в национальный костюм, поздравил своих соотечественников с… Днем Хетага. Любопытно, что данный неверный постулат с лёгкостью подхватил ряд средств массовой информации севера и юга Осетии, причем некоторые даже умудрились назвать праздник Днем святого Хетага… Что тут скажешь? Работникам национальных масс-медиа пора уже различать грань между народной верой и христианством, поскольку идиома «святой» не может употребляться в контексте национальной веры по умолчанию. Кроме того, в осетинском религиозном пантеоне нет «святого» с именем Хетаг. В священной роще почитают Уастырджы, который спас Хетага от смерти – такова семантика данного праздника. И никак иначе.

Вообще, в связи с празднованием Уастырджыйы къохы дзуары бон (и не только) прослеживается давнее желание переосмысления осетинских традиций в угоду христианству. На это, в частности, указывает и упорно навязываемая легенда, связанная с наименованием данного праздника. Почему-то считается, что он получил имя от легендарного Хетага, насельника Кабарды. В итоге, в сегодняшней интерпретации легенда звучит следующим образом. Мол, был этот Хетаг сыном кабардинского князя, придерживающегося христианства. И когда его отец и братьярешили отдать предпочтение исламу, Хетаг отказался это сделать. Родные обозлились на него и тогда он решил скрыться в Осетии. По пути в Куртатинское ущелье, у современного селения Суадаг, Хетага стали настигать преследователи. Укрыться в ближайшем лесу беглец уже не успевал. И тогда Хетаг взмолился к небу и масса леса сама окружила Хетага. Преследователи повернули обратно, так как не смогли его найти. А Хетаг узрел своего спасителя – небожителя Уастырджы, покровителя Осетии, которого в легенде почему-то снова синхронизируют со святым Георгием...

Эту версию на сегодня многие считают основной, хотя на лицо очередное навязчивое наслоение двух религий. В таком случае, почему праздник проходит безучастия православного священника, и почему ежегодно по древнему обычаю проходит жертвоприношение животного, что категорически неприемлемо для христианства? Да и для чего «языческому» Уастырджы спасать «христианина» Хетага, который, к тому же еще и кабардинец, а не осетин? Понятно, что не все так просто с этой легендой. К примеру, в «Очерках Осетии» (1850 г.)согласно повествованию исследователяНиколая Берзенова Хетаг и вовсе был мусульманином, которого лес укрыл от врагов-христиан (!). Кроме того, есть еще одна легенда, которая вообще не связана с христианством. В ней Хетаг – отчаянный горец, похитивший девушку и укрывшийся от погони в лесу после обращения к Уастырджы… Кстати, обе последние легенды более раннего периода, однако со временем тема христианства и страдания за него стала основной. И это неудивительно, православные клирики в царский период старались облекать осетинские традиции в православные одежды. Эта линия продолжается и сегодня, и вот пока праздник называли День Хетага, а теперь еще и «святого Хетага».

Свое мнение по этому поводу в своем недавнем интервью нашей газете высказал и кандидат филологических наук Юрий Дзиццойты: «Если Хетаг бежал из верховий Зеленчука, то он не был кабардинцем, поскольку там жили аланы. А если это было так, то он, естественно, не был христианином. В верховьях Зеленчука в средние века утвердилось присутствие Аланской Епархии, и если бы Хетаг принял христианство, то остался бы там и служил христианской религии... Да и обосновавшись в новой местности, Хетаг воздвиг не христианский храм, а вел себя как представитель традиционной осетинской веры. Хетæджы къох – это святилище, не имеющее ничего общего с христианством. Потому что Хетаг был представителем дохристианской Алании». И последнее. Напомним, что в данный общенациональный праздник мы почитаем не простого смертного Хетага, а небесного Уастырджы!

М. Багаев

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Октябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Популярно