Национальный костюм. Возвращение в повседневность или ряд предложений от редакции

5-11-2019, 14:07, Культура [просмотров 1724] [версия для печати]
  • Нравится
  • 1

Национальный костюм. Возвращение в повседневность или ряд предложений от редакцииПару лет назад пришлось побывать на похоронах родственника в селении Ногир Северной Осетии. В числе пришедших проводить в последний путь покойного был и местный житель из фамилии Баззаевых. Среди других односельчан он отличался тем, что был одет в осетинскую национальную одежду: черкеска, каракулевая папаха, кинжал… Как оказалось, для похорон у него одежда темного окраса, праздничная состоит из белой черкески и светлого головного убора. Повседневная его одежда также выдержана в традиционном стиле.

Казбег Баззаев на добровольных началах возрождает интерес к осетинскому традиционному одеянию на протяжении нескольких лет. Но пока последователей не нашел. Правда, в последнее время появилась надежда на то, что интерес к национальному одеянию получит новый импульс. Все больше молодежи (хотя суммарно это все же пока только единицы) на различные религиозные и светские празднества предпочитают традиционному костюму стильную национальную рубашка. Пытаются не отставать от данного веяния и политические лидеры. Так, глава севера Алании Вячеслав Битаров поздравляет свой народ с каким-либо празднеством неизменно в национальном костюме. Национальная рубашка постепенно становится признаком хорошего тона и на юге. Помнится, на последних президентских выборах три президента нашей страны, будущий, действующий и предыдущий на экзамен по госязыкам пришли именно в национальном стиле. А время спустя, когда делегация во главе с главой государства А. Бибиловым находился с официальным визитом в Сирии, на встречу с местной осетинской диаспорой большинство представителей юга Алании пришли в национальных сорочках, что было символично.

Вообще возвращение к традиции носить национальную одежду не является просто данью моде. В этом моменте следует искать и возможности для национальной консолидации на основе возрождения традиций. И традиционный осетинский костюм может сыграть в этом деле свою роль, поскольку во многом является частью мироощущения у каждого народа.

Понятия «костюм» и «одежда» в современном представлении близки, но не идентичны. Если термином «одежда» обозначается некая материальная функция платья, то термином «костюм» мы создаем себе некий устойчивый образ. Исследователи национальных традиций полагают, что костюм, наряду с языком, эпосом и обрядом, чаще всего образует единую знаково-символическую систему, своеобразный социальный код культуры.

Процесс формирования костюма охватывает длительный период с древнейших времен до наших дней, оказавшись связанным с рядом факторов, определяющих его развитие. Благодаря костюму, можно судить о занятиях предков: землепашцев и скотоводов, воинов и служителей культа и жречества; о климате и идеалах красоты; проследить контакты с другими народами. Среди всехвидов костюмов (народный, элитарный (сословный), официальный, бытовой, будничный,праздничный, домашний, рабочий, профессиональный, театральный) народный национальный костюм занимает особое место. Именно он является своеобразным хранителем культурных ценностей и смыслов. В нем сосредоточены наиболееважные черты иособенности народного сознания, его социальные, нравственные, религиозные представления, этические идеалы, образ жизни.

Традиционный костюм включал одежду и характерные дополнения – головной убор, обувь, пояс, ювелирные украшения и устойчивые виды прически и даже косметики. Показаться в обществе без головного убора, пояса и кинжала на нем было равнозначно утере социальных прав. Ведь, к примеру, расположение, количество и орнаментация поясных бляшек и подвесок указывали на этническую, социальную принадлежность и боевые заслуги. И нормативная культура строго следила за выполнением всех этих норм. Да и в недалеком еще прошлом осетин-алан считал себя оскорбленным, когда кто-нибудь дотрагивался до его головного убора. Шапка по понятиям горца, вещь священная и неприкосновенная. Поэтому ни о каком другом предмете своей одежды они не заботились так, как о своей шапке. Он мог ходить в рваной черкеске и рваных чувяках, но головной убор у него должен был быть образцовым. Да и как не заботиться о шапке, когда, по мнению осетин и вообще горцев, шапка показатель принадлежности мужчины! Когда хотели пристыдить мужчину за трусость, ему говорили, что он не достоин носить шапку, и пускай сменит ее на женский платок! Тогда и спрашивать будут не как с мужчины. До сих пор появление на людях без головного убора, особенно в ритуальной обрядности, относится к числу явных нарушений внешних проявлений социальных норм. Идентичное отношение и к неподпоясанному человеку.

У осетин давно сложился идеал человеческой красоты. Стройность, подтянутость, гибкость и выправка были чуть ли не этикетными нормами. Все эти особенности эстетических воззрений отразились в народном костюме, подчеркивая физическое строение. Поэтому в костюме преобладали вертикальные линии и почти отсутствовали горизонтальные.

Археологические материалы свидетельствуют о том, что костюмы наших предков алан были богато украшены золотым шитьем и аппликациями из кожи или ткани. Очень часто одежда была расшита золочеными бляшками, бубенчиками и бисером, вышитый узор украшался полудрагоценными камнями.

Особенностью осетинского костюма было то, что аппликации и вышивка никогда не располагались плотно и не создавали подобия насыщенного коврового узора. Они играли роль подчиненную и всегда располагались в строгом соответствии с линиями кроя, не выпадая из общего стиля костюма. Кроме того, орнаментальные мотивы выполняли важные сакральные функции, оберегая носителей костюма от воздействия демонических сил.

Социально-сакральные функции традиционного костюма выражались и в цветовом символизме. Скажем, в культовой практике выделялись белый, красный, желтый и черный цвета как наиболее информативные в визуальной сфере. Этот факт нашел свое воплощение и в цветовой символике средневековых алан, которая отражала духовную энергию и связанную с ней троичную структуру индоиранского общества. Наибольшей значимостью обладали белый, черный и красный цвета. Остальные, такие как синий, зеленый, серый и коричневый были производными от первых и менее значимыми. В то же время следует подчеркнуть доминанту неярких цветов в одежде осетин. Для традиционного костюма были характерны сдержанные и практически полностью отсутствовали яркие тона и пестрые расцветки.

Безусловно, костюм, помимо сообщений о социальном положении, транслирует информацию о национальной, религиозной принадлежности. Костюм в косвенной форме позволяет судить и об уровне демократических свобод в том или ином обществе, предстает перед нами не столько в практическом, сколько в социально-символическом смысле. Мы уже не первый год предлагаем идею введения в начальных классах школьной формы, которая была бы стилизована под традиционное осетинское одеяние. Это наряду с изучением осетинского языка развивало бы в детях чувство национального достоинства.

Не должны оставаться в стороне и взрослые. Конечно же, требовать от людей ходить каждый день в национальной форме было бы несправедливо. Но устроить раз в год День национального костюма – вполне реально. В этот день представители народов, проживающих в Республике, такжемогли бы продемонстрировать традиционное одеяние. К тому же в дни религиозных праздников, фамильных дзуаров и общенациональных святилищ, как это недавно можно было проследить в дни празднования святилища Реком, более чем приветствовалось бы. Кстати, в мае прошлого года, глава государства А. Бибилов в Цхинвальском музыкальном училище им. Ф. Алборова на фестивале осетинской песни предложил ввести День осетинского национального костюма, но та инициатива пока не получила воплощения.

И еще один момент. Когда, к примеру, в столице Российской Федерации в Кремле главы дипломатических представительств иностранных государств вручают копии верительных грамот Президенту России, то часть послов бывает одета в традиционные одежды: бурнусы, накидки и т.п. Было бы интересно увидеть и осетинского посла, одетого в черкеску с газырями.

В деле пропаганды национального костюма главное не только возродить традиции его бытования, но и избежать излишеств. Например, рота почетного караула РЮО при полном параде: черкески, газыри, папахи, сапоги… Но вот орнамент, размещенный на одеянии, кажется каким-то вычурным. Идея хорошая, однако, ее реализация продумана не до конца.

Впрочем, это только начало. Со временем шероховатости будут устранены, традиции ношения национального костюма восстановятся и он, возвратясь из этнографической и сценической сферы, снова станет частью национального мироощущения. Лично я в это верю.

Национальный костюм. Возвращение в повседневность или ряд предложений от редакции

Национальный костюм. Возвращение в повседневность или ряд предложений от редакции

Национальный костюм. Возвращение в повседневность или ряд предложений от редакции

Национальный костюм. Возвращение в повседневность или ряд предложений от редакции

Национальный костюм. Возвращение в повседневность или ряд предложений от редакции

Национальный костюм. Возвращение в повседневность или ряд предложений от редакции

Подготовила Плиты Д.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031