Пять ожидаемых премьер Юго-Осетинского Госдрамтеатра

7-10-2019, 11:26, Культура [просмотров 1575] [версия для печати]
  • Нравится
  • 2

Пять ожидаемых премьер Юго-Осетинского ГосдрамтеатраНа минувшей неделе Юго-осетинский Государственный драматический театр им. К. Хетагурова открыл свой очередной уже 88-й по счету театральный сезон. И открыл его жемчужиной осетинской литературы, бессмертным произведением великого Коста Хетагурова «Фатимой».

О том, чтобы каждый сезон открывался именно произведением Коста говорилось давно. Более того, подобная практика у ряда других национальных театров в мире присутствует. И вот в год 160-летнего юбилея осетинского гения, что в какой-то мере стало символичным, эта идея, наконец, нашла свое воплощение и в Южной Осетии. Что, надеемся, отныне станет негласным правилом. О стартовавшем сезоне, ожидаемых премьерах и других планах труппы Госдрамтеатра в эксклюзивном интервью нашей газете рассказал художественный руководитель театра Тамерлан Дзудцов.

– Данный сезон станет для нас фактически первым полноценным в стенах возрожденного здания Госдрамтеатра, а потому отношение у нас к нему несколько особое. Негласно чувствуется ответственность каждого. И это хорошо. Прошлый театральный сезон, в виду ряда обстоятельств объективного и субъективного характера, оказался несколько урезанным, хотя и получился все равно насыщенным и ярким. Но сейчас отсылки на разного рода причины уже будут неприемлемы. Впрочем, их никто и не собирается искать. Главное, что мы, наконец, смогли вернуться в свой родной дом, вздохнуть полной грудью и с головой окунуться в работу, без которой каждый актер просто чахнет. Тем более, что все условия, о которых можно было только мечтать, у нас здесь созданы в полной мере.

В наступившем сезоне на суд нашего взыскательного зрителя будет представлено как минимум пять премьер. На выходе уже одно из знаковых произведений национальной драматургии «Æфхæрдты Хæсанæ» Александра Кубалова. Данная трагедия переносит нас на два столетия назад и рассказывает о взаимоотношениях двух семей, между которыми пролилась кровь. Это эпоха суровых реалий и четких законов горцев, когда кровная месть была нормой, диктуемой голосом чести. Госæма спасает маленького Хæсану от смерти и бежит с ним в горы. Глава другого семейства пытается найти и уничтожить их, потому что понимает, что если Хæсана вырастет, то кровной мести ему не избежать. С другой стороны, здесь показана сила духа женщины, которая сознательно воспитывает единственного сына в ненависти к враждебной семье и с раннего детства втирает в сознание Хæсаны мысль о необходимости мести... Данная пьеса уже дважды ставилась на сцене нашего театра, и нынешняя постановка будет третьим ее прочтением.

Затем на суд зрителя будет представлен спектакль по пьесе Геора Хугаева «Сæтти æмæ Бæтти», который переносит нас уже в современное время. Это комедия, также уже ставившаяся на сцене Госдрамтеатра, о взаимоотношениях двух пожилых соседей, которые совсем не могут жить друг без друга, но и ужиться вместе им тоже никак не удается. Пьеса веселая, из серии народной комедии с живой импровизацией двух гигантов актерского мастерства Ахсара Ванеева и Вильгельма Хасиева. Возможно, что многие зрители найдут здесь эпизоды и из личной жизни и уже по-другому, со стороны, взглянут на некоторые бытовые ситуации.

Третья готовящаяся премьера – тоже комедия, по пьесе Валентина Красногорова «Любовь до потери памяти». Здесь сюжетная линия начинается с прихода к психиатру мужчины, который страдает потерей памяти. Психиатр пытается выяснить симптомы и причину амнезии, но ответы больного настолько противоречивы, что это ему никак не удается. После психиатр беседует с женой больного, и та настолько уверенно и ясно отвечает на вопросы, что из ее ответов следует, что уже и сам доктор страдает потерей памяти. Положение становится совершенно абсурдным, когда неожиданно появляется другая женщина и заявляет, что именно она является супругой больного. Доктор доходит почти до сумасшествия… А в конце зрителя ждет совершенно неожиданная развязка.

Ближе к Новому году труппа театра порадует и нашего маленького зрителя поучительной, но веселой сказкой «Домбай-гæды» по мотивам пьесы П. Морозова. Сюжет ее в какой-то мере будет полезен и для взрослой аудитории – кот попадает в лес, чьи обитатели никогда в жизни не видели льва, и объявляет себя Царем зверей. Таким образом, кот живет себе припеваючи, а звери, уверовав, что именно так и выглядит лев, побаиваясь его, пресмыкаются перед котом. Разоблачение пришло откуда не ждали. В лес с ближайшей деревни забрела собака и указала зверям, что кот не больше чем обычный обманщик...

Пятая премьера и, пожалуй, главная по своей масштабности и смысловой нагрузке, причем не только этого сезона, но и последних десятилетий, это спектакль по пьесе Алана Остаева с рабочим названием «Последний свидетель». Постановка, о которой уже много говорится, посвящена геноциду осетинского народа 1920 года, 100-летие которого приходится на 2020 год. Собственно, после Нового года мы вплотную и приступим к работе над нею. Почему я говорю о ее масштабности – она, элементарно, по численности актерского состава действительно огромна, силами нашей труппы, при всем желании, мы не справимся, и надо будет привлечь актеров извне. Имеется в виду северо-осетинский театр. В этом плане это будет даже несколько символично, что над такого рода проектом работают актеры обеих частей Алании. На данном этапе в пьесу вносятся некоторые корректировки, чтобы показатьтрагедию осетинского народа с разных сторон. Мы все понимаем, что расстрел 13 коммунаров – это всего лишь эпизод геноцида. Будут показаны и моменты противостояния наших бойцов во главе с Мате Санакоевым, и тяжелый переход через перевал, и последующую казнь предателей, перешедших на сторону грузин... В каждой семье своя трагедия. И мы постараемся максимально показать всю боль и отчаяние, храбрость и бесстрашие нашего народа. Весь исторический материал собирался по кусочкам. Кроме того, автор попытался показать в рамках одной пьесы всю трагичность и горе народа на протяжении практически целого столетия… Пересказывать сюжет я, думаю, не имеет смысла, поскольку ваша газета подробно писала о самой пьесе. Скажу лишь одно – нам предстоит огромная работа, требующая максимальной самоотдачи. Большое значение здесь будет уделено и музыкальному сопровождению спектакля, поскольку по-рой музыка говорит больше, чем слова. Тем более в постановке, посвященной геноциду осетинского народа.

– Пять премьер в течение одного сезона – звучит как серьезная заявка. Существует ли вообще какая-то мировая норма для театров в этом плане?

– Утвержденного обязательного количества премьер в ходе одного сезона нет. Но стремиться, конечно же, надо к большему количеству. В этом вопросе многое зависит от численности труппы определенного театра, а также от выбранного репертуара. Для нашего театра пять премьер, я думаю, вполне приемлемо. И в будущем мы должны отталкиваться, в первую очередь, от этой цифры, как обязательного минимума. В то же время многое зависит и от масштабности планируемых постановок. К примеру, в уже заявленном масштабном «Последнем свидетеле» будет занята фактически вся наша труппа. Значит на это время никто уже в полной мере из актеров не сможет быть задействован в репетициях других театральных проектов. Также было, к слову, когда мы готовили «Ныййарæджы кадæг» по пьесе Владимира Гаглоева. Все основные актеры были задействованы в постановке и на то время театр жил подготовкой только к этому спектаклю.

– Кстати, о «Ныййарæджы кадæг». Будет ли эта знаковая постановка реанимирована на новой сцене театра к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне?Ведь Людмила Графовна при всем ее великолепии и непревзойдённости, в силу возраста, скорее всего, уже не сможет два часа вести весь спектакль на своих плечах. Кто будет играть роль матери впервые за столько лет?

– Мы будем стараться, чтобы Людмила Графовна еще раз вышла на сцену и вновь пережила всю трагедию своего персонажа только с одной целью – чтобы запечатлеть ее игру на видеопленку, как эталон игры. Надеюсь, это получится, поэтому все будет происходить без зрительного зала, с остановками и перемещениями камер. Что же касается реанимации спектакля, то да, он также стоит у нас в планах. При этом на заглавную роль сама прима видит смену в лице актрисы Инги Гагиевой. Когда я сказал об этом самой Инге, она немного смутилась, несколько дней думала над предложением и потом сказала, что постарается попробовать. И я ее понимаю. Людмила Графовна неизменно играла эту роль на протяжении десятков лет, причем у трех разных режиссеров. Это очень ответственно, потому что сравнений не избежать. Но, думаю, у нас все получится. Тем более, что во время репетиций Людмила Графовна будет присутствовать и лично направлять Ингу, если того будет требовать ситуация. Это, к слову, будет единственная замена в спектакле.

В наступившем сезоне мы также планируем реанимировать и ряд других постановок, которые за последние годы были поставлены на сцене «Совпрофа». Но все будет зависеть от времени. Кроме того, в планах театра проведение нескольких творческих вечеров. Мы должны отметить юбилей Ахсара Ванеева, Василия Техова, Сослана Бибилова, провести творческий вечер памяти Давида Габараева – одного из столпов национального актёрского искусства. Как говорится, отдыхать времени не будет 😊.

– Возвращаясь к вопросу количества премьер в сезоне и занятости в масштабных постановках большей части труппы. Пару лет назад, рассказывая нам о своих планах, Вы анонсировали другой масштабный национальный проект – постановку исторической трилогии о временах скифов, сармат и алан. Эти намерения переносятся из года в год, но так и остаются планами.

– Я сам, признаться, переживаю по этому поводу, и если у режиссера бывает мечта, то мое неотвратимое желание воплотить именно эту историческую сагу на сцене. Последние годы я вынашивал данную идею, но не было возможности ее реализовать, поскольку сцена «Совпрофа», где раньше размещался театр, для этого не приспособлена. А поскольку сдачу здания театра переносили из года в год, то вместе с ней переносилась и идея с трилогией. В нынешнем же сезоне, который мы уже полноправно начали в восстановленном здании, вся труппа будет занята, как уже было сказано, в масштабной постановке к 100-летию геноцида осетинского народа. Поэтому, к первой части трилогии под рабочим названием «Скифы», надеюсь, приступить осенью.Но и к ней надо уже готовиться – на исторические постановки, а это, в первую очередь, костюмы, оружие и т.д. необходимы серьезные финансы. По этой же причине, и опять таки, из-за массовости предполагаемых сцен, у нас получится ставить только по одному спектаклю из трилогии за сезон. В любом случае, тут главное начать, но от своих планов я ни в коем случае не отказываюсь.

– Театр без гастролей, как машина без колес. Уже намечен ориентировочный курс в этом направлении на новый сезон и будут ли масштабные постановки, предполагающие и смену декораций, таких как «Фатима», «Последний свидетель» выездными или останутся только для «внутреннего пользования»?

– В октябре месяце мы планируем гастроли в северную часть Алании, куда хотим вывезти лучшие спектакли. В том числе и упомянутую выше «Фатиму». Этот спектакль я как раз ставил с учетом вывоза. Поэтому ни один механизм кроме круга в спектакле не задействован. Все декорации также мобильны и могут вывозиться абсолютно спокойно.

После Северной Осетии мы планируем вывести «Фатиму» в Москву и Санкт-Петербург. Ждем также ответа из Сочи, где должен пройти форум осетин России. До этого не вывозили спектакль по другой причине. Во-первых, запрашивали параметры сцены, а во вторых – любой фестиваль ограничивает количество участников. Действующих лиц же в «Фатиме» 28 человек.

Кроме того в текущем театральном сезоне у нас должны состояться обменные гастроли с абхазским театром. Труппа из этой братской республики впервые приедет в Южную Осетию, это будет в конце апреля-начале мая, а в июне уже наш театр поедет в Сухум. Мы также ждем приезда и наших друзей из Ульяновска, ряда других театров. В планах провести и намеченный фестиваль «Кавказский дом», но тут вопрос пока упирается в сроки сдачи гостиницы «Ирыстон», поскольку проблема расселения участников фестиваля присутствует. Кроме того, нас обещали включить в российскую программу «Большие гастроли», но об этом подробнее чуть позже.

Что же касается «Последнего свидетеля», то этот спектакль в обязательном порядке будет выездным. Это обсуждалось с руководством нашей Республики, для которого данный момент является принципиальным. Мы должны вывозить его на разные фестивали, спектакль будет участвовать в гастрольных турах, потому что везде, по максимуму, должны знать, что происходило на самом деле в те страшные дни с нашим народом. Что творил грузин Джугъели и его приспешники, должны знать о героизме осетин и вообще об истории и причинах самого противостояния, которое протянулось вплоть до августа 2008-го года... Так что, как уже было сказано, работы у нас непочатый край.

– И последний вопрос, связанный с проблемой нехватки молодых кадров.

– Эта проблема действительно актуальна. Недавно наша труппа пополнилась двумя молодыми артистами. У нас начали работать Эдуард Гаглоев и Георгий Валиев. Кроме этого есть еще и проблема удержать и некоторых актеров, которые по семейным обстоятельствам планируют сменить вообще место жительства на российский город. Выходить из данной ситуации мы решили в том числе и путем открытия на базе ЮОГУ в будущем году актерского факультета. Принципиальное согласие ректора мы уже получили, а преподавать сценическое мастерство будут наши народные и заслуженные актеры.

Мадина Цховребова

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031