Размышления в разгар празднования Джеры-дзуары бонта

30-09-2019, 17:07, Культура [просмотров 2123] [версия для печати]
  • Нравится
  • 5

Размышления в разгар празднования Джеры-дзуары бонтаСегодня в самом разгаре паломничество к одному из главных святилищ Осетии – Джеры-дзуар (полное название «Джеры дзуары Уастырджыйы кувæндон» – букв. «Джерское святилище Уастырджы»). Посвященное небесному Уастырджы, оно считается дарующим благоденствие, защиту от бед и жизненных превратностей, обладающее исцеляющим свойством тяжелобольных. На протяжении веков святилище меняло внешний облик, но всегда почиталось не только в Осетии, но и далеко за ее пределами. Сама постройка настоящего храма датируется 1899 годом, однако сохранились свидетельства, что ранее здесь было другое сооружение. Более древнее и с архаическим культом.

К сожалению, временные изменения отразились не только на внешнем облике Джеры дзуар, но и на традициях, связанных с ним. Сегодня посещение святилища зачастую стало сродни пикнику или экскурсии. Нередко приезд какой-нибудь делегации в Республику включает в себя и посещение этого святого места. Для многих наших сограждан уже не считается зазорным приезжать сюда по несколько раз в год. Есть любители, приезжающие и несколько раз в месяц. Более того, некоторые «товарищи» взяли в привычку отмечать здесь даже дни рождения, поступление своих отпрысков в высшее учебное заведение и т.п. При этом мы забываем, что данное святилище, как и любое другое, требует соблюдения определенных традиций, без которых все подношения и жертвования оказываются бесполезными. Было бы наивно предполагать, что после того, как зарезано жертвенное животное и положены деньги, все ваши пожелания будут непременно исполнены. Небесным силам нужны не мясо барана и денежные купюры, а почитание и уважение, искренность, выраженные чувствами и чистотой помыслов.

Здесь уже с раннего утра начинается своеобразное состязание – как бы пораньше приехать к святилищу, чтобы занять удобное место. Ближе к полудню начинает подъезжать основная масса паломников. Праздничная толпа обходит святилище три раза, прикладываясь к его стенам (этот обряд сохранился сквозь века). Жертвенный баран также обводится вокруг святилища и хорошо, что уже как прежде не заводится… внутрь строения.

Отдельный разговор – внешний вид паломников – нередко здесь появляются индивидуумы в шортах, сланцах… Особо выделяется слабый пол. Редко кто из женщин обходится без макияжа. Да и одежда практически всех, кто моложе тридцати лет – в брюках. И уже никто и не вспоминает, что во все святилища, посвященных Уастырджы, женщинам нельзя входить категорически. А потом удивляемся тому, что исчезает намоленность и благодать святилищ. Неслучайно же четкая градация святилищ существовала у наших предков. Были чисто мужские, чисто женские, и, скажем так, «общие».

Но проблема не только в гендерном подходе. К сожалению, в последнее десятилетие снова усложнился вопрос – ка-

кой религиозной конфессии принадлежит святое место. Православная церковь Республики (что Аланская Епархия, что представительство РПЦ) с настойчивостью пытается «приватизировать» Джеры-дзуар. В поисках своей аргументации церковные клирики как-то дошли до того, что высказали предположение, что в земле при храме покоится усекновенная голова самого Святого Георгия. Очевидно, этим фактом надеясь сделать свое право на святое место абсолютным. Но мы не будем даже обсуждать это предположение, которое вызовет легкую улыбку даже у апологетов мирового православия.

Немного истории. Давно известно, что христианские церкви строились около населенных пунктов, где находилась вся паства храма. А те церкви, которые устраивались на высотах, в безлюдных местах, возводились на месте народных святилищ. Этот процесс происходил в царское время в русле распространения христианства и был свойственен всем государственным религиям. Как небольшой пример, записи Г.С. Гордеева, представителя военной администрации на Кавказе, который еще в 1830 году давал практические советы священнослужителям православной церкви. Вместо репрессивных мер с использованием полицейских сил по привлечению горцев в православие, онпредлагал более мягкие меры: «По моему мнению, можно было бы воспользоваться глубоким уважением осетинского народа к своим священным местам для привлечения его в храмы. Переход не представлял бы затруднений, если устроить на священных для народа местах приличные часовни вместо теперешних… и поставить в них иконы чтимых святых. Почему бы священникам вместо того, чтобы смотреть с предубеждением на сборы там народа, не идти туда за ним и не отслужить молебна перед иконой и не освятить все, приготовленное для пиршества»...

То же самое фактически происходило и с Джеры-дзуар. Сегодня здание святого места является типовой безкупольной церковью. Над входом в святилище Джеры-дзуар выбита надпись «1899 год», многие считают эту дату временем строительства храма. Но это период очередной реконструкции строения, выстроенного на месте более раннего. Которое, в свою очередь, было устроено над дохристианским святилищем. При этом осетинскую веру и христианство тогда навязчиво никто не противопоставлял как сейчас, оттого они мирно и сосуществовали веками. Приведем еще одно интересное документальное свидетельство 1855 года (!) о празднование дней Джеры-дзуар И.Беридзе: «Осетины Джавского и сопредельного с ним ущелий со своими всеми семействами спешат к знакам Вашкирки (Уастырджы – прим.ред), поставленным предками их на возвышенных местах в незапамятных временах». Здесь мы видим прямое указание на то, что именно народ, а не православная церковь установили знаки Уастырджы на возвышенном месте. Указывает этот очевидец празднования и на сохранение в канве православной церемонии присутствия дохристианского наследия в лице жреца, которого он называет по православной традиции «деканозом». «С рассветом все до одного отправляются на заветную гору Геры… На вершине этой горы построена маленькая каменная церковь без купола: она, как видно, недавно восстановлена, в этот вечер каждое осетинское семейство обязано прибыть к всенощному бдению к храму св. Георгия. По прибытии на место они зажигают восковые свечи и, ставя их перед священными знаками, молятся усердно. Они вступают в ограду, где стоят приходской священник с иконой Святого Георгия и деканоз из осетин с хоругвью, причем деканоз благословляет их громкими и зычными словами на туземном языке…». Здесь интересен тот факт, что священник совершает богослужение вместе с жрецом. А то, что это действительно жрец, говорит тот факт, что тот благословляет паломников «громкими и зычными словами на туземном языке», что является именно народной традицией. Дьякон (или деканоз) таким громким славословием в православной традиции не отличается… Как видим, даже в годы абсолютизма православия, официальная церковь старалась принимать как факт мировоззрение осетин, успешно совмещающего в себе христианство и традиционные верования. Сегодня порой такого понимания нет.

Кстати, любопытный момент. Редко какой народ имеет цвет как элемент внешней идентификации. Так вот, в Грузии именно осетины традиционно ассоциируются с красным цветом. И объяснения этому есть. У осетин и у их предков алан красный цвет всегда был символом достоинства и воинской доблести. И не случайно, что к святилищу Джеры-дзуар, посвященному Уастырджы, в дни религиозных празднеств паломники еще в XIXвеке приходили в красных плащах. Грузины не могли не отметить эту характерную национальную особенность соседнего народа.

Однако, вернемся к празднованию. В прежние времена, перед тем как идти к святилищу, паломники за неделю готовились – постились, купались, одевали чистые и светлые одежды – все для того, чтобы прийти к святому месту с чистыми душой и телом. Жертвенное животное также заранее отделяли от стада, пасли отдельно, кормили лучшими кормами.

Мы часто сетуем, что традиции уходят. Но что странно, именно старшее поколение отстранилось от соблюдения традиционного уклада. Молодые же люди, напротив, хотят узнать истинные традиции, вернуться к корням. Но находящийся при храме «дзуарылæг» знает только схематический образ церемонии, не понимая ее сакральной сути.

К счастью, сегодня молодежь становится генератором добрых перемен. Так, сегодня уже не устраивают застолья внутри территории святилища. Войдя в святилище практически уже никто не возносит молитвы с водкой, вином – преимущественно, как и положено по традиции, с осетинским пивом. Но все еще есть вещи, которые надо менять. И, в первую очередь, само понятие паломничества. Подниматься к Джеры-дзуар надо пешком, скажем, от родника. Либо проехав дальше по дороге, подняться по каменным ступенькам. И, как это делалось в древние времена, босиком. Подниматься молча, погрузившись в себя и обдумывая по дороге свои поступки, возможно, уже мысленно обращаясь к Всевышнему. Близ Джеры-дзуар НЕЛЬЗЯ сквернословить, курить, распивать спиртные напитки, кричать или громко разговаривать. Необходимо упорядочить все, что связано с этим святым местом, которое при таком подходе постепенно превращается из намоленного веками места в обыденную площадку для отдыха. Если не принять соответствующие меры сейчас, может случиться так, что оно потеряет свою святость, и аура благодати может источиться. На сегодня само святилище нуждается в защите, и мы просто обязаны сделать все возможное, чтобы еще долгие века оно оберегало и защищало нас, наших потомков и землю предков, которые почитали и с особым трепетом относились к такому дару свыше как Джеры-дзуар…

Багаты М.

P.S. Как известно, у родителей отца всех народов Сталина Беса Дзугаты (Дзугашвили) и Екатерины Геладзе сперва было два сына, которые умерли. Третий ребенок тоже родился мальчиком. Он выжил, но был очень слабого телосложения, «хрупкий, никак не обрастал мясом и если где-нибудь появлялась заразнаяболезнь, то он первым подхватывал ее». Родители обошли всех знахарей, гадалок, но тщетно… Тогда-то Беса дал обет пойти в святилище Джеры дзуар и совершить пожертвование… Достигнув святого места и совершив обряд жертвоприношения, они испросили у Уастырджы покровительства для своего сына… С тех пор Сосо рос уже здоровым парнем. Согласно разным источникам, отныне лето маленький сын Беса Дзугаты неоднократно проводил либо в Цхинвале, либо у родственников отца, либо в селении Верхний Заккор и «горныйвоздух укреплял молодой организм»...

Размышления в разгар празднования Джеры-дзуары бонта

(Из воспоминаний Е. Геладзе

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031