Некоторые мысли перед новым учебным годом или об элементах национальной идеологи в школе

27-06-2022, 16:19, Аналитика [просмотров 1378] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

Некоторые мысли перед новым учебным годом или об элементах национальной идеологи в школеОбразовательная система Южной Осетии долгие годы являлась частью советского образования, в соответствии с которым формировалась и учебная программа средних школ. Традиционное для всех малочисленных автономий, в том числе, Юго-Осетинской, скромное количество часов в школах по предметам, составляющим национальный компонент, не вызывало острых вопросов, поскольку национальных университетов все равно не было и высшее образование гарантированно можно было получить только в русскоязычных ВУЗах. В то время, как, скажем, в Грузинской союзной республике учились на родном языке, успешно развивали терминологию, писали учебники по всем предметам и строили прочный фундамент для национальной науки и культуры, в Южной Осетии (да и в Северной тоже) ориентиром становилось безупречное владение русским языком, который открывал блестящие перспективы высшего образования. Об осетинском языке сказано немало, но сегодня положение настолько серьезно, что говорить приходится о сохранении, спасении языка, как основы национальной идеологии, и о необходимости комплексного решения проблемы. При этом ирондзинад, безусловно, формируется не только повсеместным распространением языка, введением осетиноязычных общеобразовательных программ, кардинальной терминологической революцией и экзаменами для кандидатов в президенты. Глубокое знание своих корней, древней истории народа, его традиций, æгъдау, основ культуры, Нартского эпоса, музыкального творчества и танцевального искусства идеологически дополняет и формирует образ в законченном виде.

К сожалению, мало какие семьи могут похвастаться тем, что последовательно воспитывают своих детей в национальном духе. Учебная нагрузка на детей в школах не оставляет возможности развивать что-то еще, помимо тех знаний и навыков, по которым выставляются оценки. Да, в последние годы были увеличены часы по осетинскому языку и литературе, тем не менее, популярный лозунг «Дзурут иронау!» в целом остается воззванием больше к совести, чем к разуму.

Один и тот же круг интересов, не выходящий за пределы виртуального мира, практически унифицировал юное поколение, сделав невостребованными национальные особенности. «Дети разных народов» со смартфоном в руке всегда найдут тему для общения и поймут друг друга. При этом надо признать, что в последние годы предпринимаются попытки перейти на язык детей и молодежи, создавая самый разный контент на осетинском языке – мультфильмы, видеоигры, клипы, клавиатуру с осетинским алфавитом, стикеры, интерфейсы социальных сетей и всевозможную интерактивную продукцию. В таком русле работают не только в Осетии, проблема ревитализации исчезающих языков стоит остро и у других народов. Угнаться за Сетью при наших скромных ресурсах невозможно, но можно параллельно с этим направлением думать и о других, более привычных способах привития молодому поколению чувства причастности к языковому и культурному пространству.

В основе этих задач лежат базовые ценности, и решать их можно посредством школьных предметов при большом участии семьи. В определенной мере предлагаемые нами идеи уже реализуются отдельными педагогами и школами, но наибольшего эффекта можно достигнуть лишь при централизованном подходе, включением Министерством образования РЮО в учебную программу общеобразовательных школ некоторых дисциплин в виде обязательного предмета, по результатам обучения которым будут выставляться оценки. Возможно, к новому учебному году не удастся написать методические пособия, но первый год обучения можно вести уроки в виде эксперимента, апробации дисциплин, и в дальнейшем работать над шлифовкой недостатков.

 

Генеалогия

Эту очень интересную науку, а точнее, вспомогательную историческую дисциплину, можно преподавать в контексте истории Осетии, уделив ей несколько специальных часов и самостоятельной работы. Теорию генеалогии можно дать широко, включая сопутствующие направления – топонимию, ономастику (происхождение имен), геральдику и т.д. – знаний, желательных для культурного человека. Или же ограничиться общими вводными уроками с заданием проведения самостоятельного исследования. Изучая историю своей семьи (фамилии), школьники осознают причастность к истории страны, начинают лучше понимать прошлое, ориентироваться в духовных ценностях, а это в целом повышает их культурный уровень и способствует формированию гражданской позиции. В наше время заметно ослабевает связь поколений, а когда дети, естественно, с родителями, будут заняты изучением родословной, это пойдет на пользу сплоченности семьи.

К примеру, некоторое время назад в гимназии «Рухс» отводились часы для изучения родословной. В основном проводилась самостоятельная исследовательская работа школьников, но предварительно им объясняли, как строить таблицу, как записывать рассказы родственников, где еще искать сведения и т.д. Таким образом, получалась не просто схематическая таблица, а история семьи, в которой отражались переселения в другие местности, участие в войнах, утраты членов семьи и появление новых. Многие дети с удивлением обнаружили причастность своих предков к историческим событиям далекого прошлого, поскольку дальше Великой Отечественной войны они прежде не заглядывали в историю своей семьи.

Поиски исторических корней своих предков стали популярным занятием среди представителей нашего общества. В одном из последних номеров газета «Республика» рассказала о самом масштабном генеалогическом исследовании для осетинских фамилий – о фамильном древе Кулуховых, составленном нашим соотечественником Таймуразом Кулуховым. По линии его прямых предков древо Кулуховых уходит в 1600 год. Школьникам, разумеется, будет не под силу проведение такой масштабной работы, от них этого и не требуется. Но вклад учеников в исследование истории страны через свои родословные может быть заметным, ведь работа с домашним архивом выявит интересные и неожиданные страницы. Кроме того, знание корней повышает самооценку молодого человека и прививает ему бережное обращение с наследием, если даже это простые почтовые открытки тех времен. Для поощрения школьников можно проводить конкурсы на лучшее исследование. Удивительно, но такой опыт обогащает духовно, делает ребенка несколько мудрей, если даже работа проведена всего лишь до четвертого колена. Есть бесспорное наблюдение у осетин, когда любой конфликт, даже двух дерущихся, можно моментально остановить, задав зачинщику простой вопрос: «Кæмæй дæ?» и хорошо бы еще – «Кæцон?». Мысль об ответственности за всю фамилию, за свой род, моментально остужает горячие головы.

 

Нартский эпос

Снова приведем в пример гимназию «Рухс», в которой по сегодняшний день Нартский эпос изучается в качестве самостоятельного предмета. Занятия бывают раз в неделю и по итогам семестра выставляется оценка. В некоторых других школах также ведутся занятия, где факультативно, где в качестве дополнительного компонента. Таким образом, очевидна потребность и высокая воспитательная роль преподавания эпоса.

Бесспорно, мифы древней Греции тоже необходимо знать культурному и образованному человеку, но для осетин Нартский эпос – памятник духовной культуры, глубокий след которого сохранился до наших дней в традициях и обычаях, как часть истории народа. В учебнике осетинской литературы имеется раздел «Народное творчество», в котором рассказывается о Нартском эпосе, приводится один или два кадæга (сказания), и далее следуют легенды и героические песни. Но этого, конечно, крайне недостаточно. Поэтому изучение эпоса, на наш взгляд, необходимо ввести в учебную программу отдельным предметом. Преподавание Нартиады в школе должно стать частью приобщения к национальной духовной культуре. Главное не относить эти уроки к сфере нравственного воспитания, не делать упор на морализаторстве, что неизменно вызывает протест у детей и, особенно, подростков, а изучать как предмет, чтобы усвоить содержание. Философская сторона эпоса сложится в мировоззрении человека уже после, в том числе на основе других знаний и опыта. Начинать изучать Нартский эпос желательно в начальной школе, когда сказания воспринимаются школьниками пока исключительно, как сказки, а продолжить более серьезно уже в классах постарше. При этом эпос необходимо преподавать творчески, выделяя определенные стороны Нартиады, соответствующие пониманию детей и уроки дополнять наглядным материалом, иллюстрациями к сказаниям, картинами М. Туганова, А. Джанаева, а для младших классов – раскрасками, подготовленными несколько лет назад издательством «Республика». К сожалению, тогда часть тиража раскраски была передана министерством образования учителям рисования, которых, разумеется, не касается объяснение изображенных персонажей эпоса. Затем их отдали в детские сады, что также не имело смысла с точки зрения восприятия детьми... Одним словом, форму преподавания необходимо продумать, но главное – сделать это на постоянной основе в качестве обязательного отдельного предмета.

 

Хореография

Уроки национального танца в школах – это еще один обязательный пункт, дополняющий национальный компонент в образовании. Понимание важности этого предмета у Министерства образования есть, и в некоторых школах в 5-6 классах уроки основ национальной хореографии проводятся по учебному пособию, подготовленному несколько лет назад Мэлсом Шавлоховым. Но если в Лицее искусств им. А. Колиева хореография всегда являлась обязательной частью учебной программы, то в большинстве средних учебных заведений дети занимаются в танцевальных студиях при школах или самодеятельных коллективах по желанию. Между тем, национальную хореографию необходимо проходить во всех классах на постоянной основе, как обязательный предмет, а значит охватывать всех школьников. А еще лучше сделать хореографию обязательным переводным экзаменом в следующий класс, что повысит его значение. Стоит ли говорить, что в течение года практические уроки должны превалировать над теорией.

Кто не мечтает об осанке профессионального танцора и необыкновенном благородстве в посадке головы и взгляде – гордом и строгом? Но занятия хореографией не только формируют фигуру, развивают физическую силу, выносливость, ловкость и смелость. Национальный танец – это обязательная часть воспитания и развития детей, он учит красоте и выразительности движений, безотказно пробуждает чувство причастности к национальной культуре, особенно, если вспомнить, как популярны стали за последние годы молодежные мероприятия типа «Ирон кафт» и другие. Стало модно красиво и правильно танцевать «Симд», играть на каком-нибудь национальном музыкальном инструменте, понимать место танца в осетинском менталитете, особенно, массового, которое не ограничивается развлечением, а несет более глубокую смысловую нагрузку – чувство единства. Вспоминается картина, когда однажды в Лицее на репетиции ученики Геннадия Биченова во время перерыва разбежались по залу, носились и шумели, как самые обычные дети, но как только прозвучали первые такты «Симда», они через секунду уже стояли парами в длинном ряду с серьезными лицами, каждый на своем месте, до такой степени четко и безупречно, что даже строгий учитель улыбнулся.

Сама архитектура осетинского танца способствует формированию лучших качеств человека – благородства, культуры поведения, художественного вкуса. А когда ребенка обучают танцу с детства, это закладывает определенные параметры его будущего образа жизни, характера.

 

Трудовое обучение

Вопрос придания национального характера предмету «Трудовое воспитание» поднимается не первый раз. При этом есть понимание, но пока нет решения. Хотя, уверены, никто не откажется, чтобы их мальчиков на уроке труда учили азам резьбы по дереву, мастерить своими руками домашнюю утварь, а девочек печь осетинские пироги, варить пиво…

Вам, наверное, знакомы ситуации, когда мамы перед замужеством дочерей начинают судорожно обучать их печь пироги? Сейчас никто этого не требует от молодых девушек, но такая внутренняя потребность абсолютно естественна у осетинской женщины – невеста с таким талантом сразу становится на уровень выше. Подобные представления, конечно, чистой воды архаика, но опыт показывает, что есть непосредственная связь между умением совершить завершенный процесс культа с тремя пирогами и пивом и мудростью женщины – хозяйки дома, жены и матери. Во всяком случае, хочется в это верить.

Уроки труда в школах не должны превращаться в своеобразный перерыв между сложными предметами, когда можно отвлечься и передохнуть от математики. Хотя, конечно, смена предмета учебы, отвлечение на другой материал мобилизуют ресурсы мозга и в то же время помогают отдохнуть от напряжения. Но трудовое обучение должно быть полноценным компонентом процесса воспитания в национальном духе. Будем объективны, не во всех школах к урокам труда подходят творчески. Понятно, что нужно оборудование для мастерской, плита с духовкой для кухни, финансы на приобретение расходного материала. И тут необходима помощь школьных родительских комитетов, поскольку это окупаемые расходы. Ведь в перспективе выпускник школы обладает навыками что-то делать своими руками, ему прививается понимание национальных ремесел и, кто знает, может, кто-то из них займется этим ремеслом профессионально и станет гениальным поваром, пекарем, художником по дереву или другим мастером.

 

Предложенные идеи озвучивались не раз и не только в СМИ. Надеемся, что их начнут претворять в жизнь. Элементами национальной идеологии надо заниматься со школьной скамьи. Понятно, что старшеклассникам сейчас нужно думать о подготовке к высшему образованию, им не до пирогов и родословной, но с младших классов необходимо усилить национальный компонент в учебе и воспитательном процессе и сделать его обязательным. Для начала на базе ряда школ, а после необходимой апробации, включить указанные предметы в общеобразовательную программу. Ведь сейчас, когда приоритеты в образовании мы можем расставлять сами, естественно, сохраняя привязку к общероссийской системе, национально мыслить и работать, в отличие от советского времени, нам ничего не мешает.

Инга Кочиева

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Сентябрь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930