И снова к вопросу возвращения Парламенту страны старого названия

22-04-2019, 10:33, Аналитика [просмотров 381] [версия для печати]
  • Нравится
  • 3

И снова к вопросу возвращения Парламенту страны старого названияИстория парламентаризма в Южной Осетии насчитывает уже двадцать девятый год. В декабре 1990 года прошли выборы в Верховный Совет Республики Южная Осетия и начал свою деятельность орган народного представительства. Вместе с тем, подобный орган, в котором были представлены политические силы Южной Осетии, существовал уже в 1917 году. В июне 1917 года, спустя всего три месяца после февральской революции, на юге Осетии начал действовать осетинский Национальный совет, состоявший из представителей различных левых партий.

I съезд делегатов проходил с 5 по 9 июня в здании высшего-начального училища в селении Дзау. Всего Национальный Совет созывался семь раз. Свою деятельность первый юго-осетинский представительский орган прекратил в 1919 году после очередного вооруженного вторжения грузинских войск. Позже в стране установилась Советская власть, которая ввела другую форму народного представительства – Советы народных депутатов. В своем классическом виде же Парламент сформировался, как уже отмечалось, в 1991 году. Первоначально орган народного представительства носил название Верховный Совет. Но со временем все больше усиливались тенденции к переходу к национальной выразительности. И в 1993 году Парламент РЮО получает новое имя «Паддзахадон Ныхас» (Государственный Ныхас или Госныхас). Считается, что это название в отношении юго-осетинского Парламента получило распространение по инициативе министра культуры РЮО того периода К.Биазарти. В своих интервью в СМИ он называл Парламент не иначе как Паддзахадон Ныхас, и вскоре новое наименование законодательного органа было одобрено и самими парламентариями. Название это просуществовало до 1996 года. Причиной переименования Государственного Ныхаса в общепринятый Парламент стала «необходимость понятия на Западе юго-осетинских реалий». Таковы были аргументы сторонников названия «Парламент».

Вместе с тем отметим, что в мире, в том числе и на Западе, этот термин отнюдь не является приоритетным. В наименованиях органа народного представительства царит поистине терминологическое буйство. Кроме термина «Парламент» бытуют наименования «Национальный Совет», «Конгресс», но есть и названия, оформленные с поистине восточной пышностью: «Всекитайское собрание народных представителей» (Китай) и «Великий государственный Хурал» (Монголия). Есть и помпезные наименования: «Генеральный совет долин» (Андорра), «Генеральные Кортесы» (Испания). Но наибольший интерес, конечно же, представляют названия парламента с национальным оттенком: «Коккай» (Япония), «Меджлис аш-Шура» (Саудовская Аравия), «Сансад» (Индия), «Ойрехтас» (Ирландия), «Рийгикоту» (Эстония)… В большей части наименований используется термин, которым традиционно называлось народное собрание – дума, рада, скупщина, кнессет, сейм, фолькетинг. Именно в этом случае название отражает саму суть народного представительства.

Думается, наименование «Государственный Ныхас» также более всего соответствует названию органа представительства народа Республики. И, возможно, стоит вернуться к старому-новому названию. Ведь высшим органом управления в Осетии было народное собрание – Ныхас. Слово «Ныхас» в переводе с осетинского языка собственно и означает «народное собрание». К нему очень близки по смыслу старые русские названия «собор» и «вече».

Осетинский Ныхас – это была многоступенчатая система выборных органов самоуправления. На фамильном и сельском Ныхасе могли присутствовать все мужчины. Преимущественное право голоса имели главы семей.

В народных собраниях более высокого уровня участвовали выборные представители. Сельские Ныхасы выдвигали депутатов на общий Ныхас своего рода. Родовые собрания избирали депутатов в Ныхас общины. А оттуда посылали выбранную группу в верховный Ныхас всего общества. Он назывался Стыр Ныхас – Великое народное собрание.

Далеко не каждому доверяли представлять интересы народа. От благородства и ответственности депутата зависела честь его семьи, фамилии, селения. Поэтому на высшие ступени народного собрания попадали самые достойные и мудрые люди. Ныхас был законодательным органом, где утверждались единые нормы обычного права.

Осетины называли Ныхасом и само народное собрание, и постоянное место его проведения. В каждом селении для Ныхаса была отведена особая площадь. Некоторые общины строили для Ныхаса просторное помещение, другие устанавливали широкий навес. Но чаще всего заседания шли под открытым небом. Старшие обычно сиделина каменных креслах, расположенных амфитеатром. Младшие стояли вокруг.

Заседания созывались при помощи глашатаев, через них же объявлялись решения. Обязательной нормой поведения была сдержанность, даже конфликтные вопросы обсуждались в спокойной обстановке. Каждый депутат имел право держать речь, но первыми обычно выслушивали авторитетных старейшин. Затем происходило предварительное обсуждение: депутаты беседовали друг с другом, делились своими мыслями, старались выработать общее мнение. Если это не удавалось, то депутаты открывали прения. Выслушав всех ораторов, приступали к голосованию. Сторонники и противники обсуждаемого решения становились по разные стороны и подсчитывали голоса. Стоит ли говорить, что ни о каком тайном голосовании не было и речи. Всё проходило открыто.

Народное собрание было не только органом управления, но и незаменимой школой нравственности, красноречия, хороших манер, хозяйственного и политического опыта. Кроме того, Ныхас служил и информационным центром. Туда стекались все новости, люди, побывавшие в походах и путешествиях, держали отчет, повествуя на Ныхасе о виденном и слышанном в чужих краях.

Таким образом, мы видим, насколько важное место в общественной жизни играло народное собрание осетин – Ныхас. Отметим, что это наименование бытовало не только в названии юго-осетинского парламента. Первым Ныхасом нового времени был «Адæмон Ныхас» – народный фронт Южной Осетии, позже национальное представительство Осетии оформилось в «Стыр Ныхас». Так что Ныхас является понятием не только прошлого, но и современности.

Полагаем, что на волне возвращения нашей стране исконного названия Алания, руководству Республики, депутатскому корпусу, возможно, стоит вернуться к рассмотрению предложения, о котором наша газета говорит уже далеко не первый год, возвращения прежнего наименования органу народного представительства Южной Осетии. Пример многих стран, в том числе и России, не пожертвовавших национальным в угоду мифическим европейским ценностям, более чем нагляден...

  • Сталинбек
    Ныхас - древнейший институт мироустройства, которое позднее в Аргосе стали называть демократическим. Когда в 14 веке до нэ предки касогов (кабардинцев и черкесов) и казаков - касситы, поселились на Кавказе, они позаимствовали общественное устройство древних Ир-ов. Однако, главный орган общественного устройства они стали именовать Кругом. Разумеется, в те времена никаких парламентов ещё и в помине не было. 
    В античные времена такое мироустройство в Др.Греции стали именовать демократическим от слова Демы (у нас Гомы).
    Но мы упёрто ищем пророков в чужом отечестве - то боремся за "почетное право" быть потомками безродных алан, то ударяемся в искания - парламент или совет )))
    НЫХАС - древнейший в Мире институт демократического устройства Общества и Государства!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Ноябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Популярно