Северная Осетия – Ингушетия: КПП «Чермен» как зеркало, отражающее существующие противоречия

25-02-2019, 18:18, Аналитика [просмотров 1533] [версия для печати]
  • Нравится
  • 1

Северная Осетия – Ингушетия: КПП «Чермен» как зеркало, отражающее существующие противоречияТема осетино-ингушских отношений регулярно актуализируется в информационном пространстве. Кажется, вроде бы все успокоилось, так нет же! То инсценировку устроят у т.н. «аланских ворот», то заявят претензии уже на территорию Южной Осетии, то в противовес передачи земель Чечне потребуют земельные наделы в Осетии... А теперь вот новая тема – упразднение контрольно-пропускного пункта на границе Ингушетии и РСО-Алании.

Генератором темы на этот раз стал глава Чечни Рамзан Кадыров, выступивший с предложением убрать блокпосты между республиками Северного Кавказа. Некоторые жители региона с радостью поддержали эту инициативу, отметив, что КПП портят имидж кавказских республик. Больше всего оптимизма высказали в Ингушетии, откуда в Беслан в 2004 году и прибыли террористы.

Эти настроения наиболее ярко выразил ингушский блогер Башир Балаев. «Во-первых, есть ощущение, что ты переезжаешь из одного гетто в другое. А во-вторых, на постах очень высокий уровень коррупции, что сразу вызывает неприязнь к региону, в который въезжаешь. Поведение сотрудников сказывается на отношениях между народами», – считает Балаев. При этом в своих характеристиках он был образен. «Я бы сравнил Кавказ с парижским 13-м районом, – говорит Балаев. – Жители Парижа понимают, что он является частью Парижа, но не чувствуют его таковым». Более того, Балаев считает, что посты нарушают конституционное право людей передвигаться по стране свободно.

Понятно, что этот оптимизм не разделяют в Северной Осетии. Для жителей КПП № 105 («Чермен») является определенным фильтром против проникновения в республику террористов с территории Ингушетии. Именно на этом КПП в разные годы погибли три сотрудника МВД, когда останавливали смертников для проверки. Поэтому северо-осетинская общественность относится к планам снятия поста на границе с Ингушетией отрицательно. Впрочем, и официальные власти не собираются поддержать инициативу главы соседнего региона. Так, недавно свое суждение о КПП «Чермен» высказал и министр внутренних дел РСО-А Михаил Скоков. «Мое мнение как оперативника таково, что пост должен быть сохранен и даже усилен. Это федеральный пост, который находится в подчинении МВД России, на нем служат и сотрудники МВД Северной Осетии», – подчеркнул Скоков. При этом, в пресс-службе МВД подтвердили, что «никаких изменений по Черменскому посту нет и не предвидится, а мнение Скокова можно считать окончательным».

В социальных сетях, в частности, высказывают мнение, что Рамзану Кадырову нужно начать с себя. Если, как он утверждает, посты не нужны, на Кавказе проблема терроризма решена, пусть сначала уберет всю охрану и эти три ряда обороны со своего родового села Центарой. Зачем такая охрана в самом безопасном регионе России? И сам пусть не с ротой охраны передвигается. Пусть покажет пример», – пишет пользователь соцсетей.

Впрочем, и в самой Северной Осетии нет единства мнений. Экс-глава РСО-Алания Т.Мамсуров в числе тех, кто выступал за ликвидацию этого кордона, причем сделал он это, будучи находясь в должности. «Я категорически выступал за то, чтобы эти посты сняли, потому что они все объезжаются… Но это выше моих сил. Я об этом говорю и считаю, что люди, которые возмущены этим, они правы», – была квинтэссенция мысли Т.Мамсурова. Правда, не совсем понятно, кто эти люди, которые, по мнению северо-осетинского политика, постом возмущены. По всей видимости, это жители Ингушетии. То, что Т.Мамсуров не совсем представлял существующую реальность, свидетельствует тот факт, что спустя всего пару дней после его громкого заявления на КПП «Чермен» задержали смертниц с взрывным устройством.

Куда более объективно мнение другого представителя власти, действующего министра по делам национальностей РСО-Алания Аслана Цуциева. Он резонно отметил в СМИ, что на т.н. Черменском посту досматривают всех, а не только представителей Чечни и Ингушетии. «Меня тоже там досматривали, несмотря на удостоверение министра, но я не вижу в этом никакого ущемления прав», – поделился своими впечатлениями североосетинский чиновник. Он высказал мнение, что КПП будет существовать столько, сколько будет нужно для поддержания безопасности. «Более того, чем успешнее идет операция в Сирии, тем больше вероятность, что около 2 тыс. боевиков, которые уехали туда воевать с Северного Кавказа, будут возвращаться. Значит, ни о каком снятии блокпоста нельзя говорить, наоборот, его нужно усиливать и модернизировать, чтобы было комфортнее его проходить», – был категоричен А.Цуциев.

Хочется напомнить псевдо-миротворцам, ратующим за упразднение поста, что именно на КПП «Чермен» было задержано более сотни человек, находящихся в федеральном и международном розыске,конфисковано полсотни угнанных машин и предотвращено несколько терактов. В 2012 году выборочный досмотр машины на посту закончился самоподрывом террориста-смертника – тогда погиб полицейский Заур Джибилов, которому посмертно присвоили звание Героя России.

Но гибель З.Джибилова не была единственной смертью правоохранителя. 17 августа 2010 года террорист-смертник, подошедший к дежурившему на посту около села Чермен наряду,привел в действие взрывное устройство, что привело к гибели сотрудника мобильного отряда МВД России и ранениям трех инспекторов ГАИ.Позже, 29 апреля 2011 года на КПП «Чермен» сотрудники правоохранительных органов задержали женщину, которая являлась террористкой-смертницей. В машине задержанной было обнаружено готовое к применению самодельное взрывное устройство.

Здесь бы хотелось отметить одну деталь. Существует еще один путь через Кабардино-Балкарию, однако жители Ингушетии упорно предпочитают дорогу через КПП «Чермен».

При этом интересна параллель, которая вырисовывается на фоне дискуссии о необходимости снятия барьеров против проникновения террористов в Северную Осетию. Ингушская диаспора Казахстана направила обращение президенту России Владимиру Путину с просьбой вернуть им Пригородный район Северной Осетии. «75 лет мы находимся в ожидании возвращения Пригородного района, земли, которая испокон веков принадлежала нашим предкам и насильственно, при поддержке Российской Федерации, удерживается за Северной Осетией», – заявили ингуши из далекого Казахстана. Подобная актуализация территориального вопроса обычно бывает связана со вспышкой террористической активности ингушских боевиков. А нам предлагают ликвидировать КПП!

Как видим, спокойствие в регионе все еще остается призрачным. Существует опасение, что Осетию пытаются втянуть в конфликтный круг, снова попытаются разыграть осетинскую карту, и орудием в достижении этого могут стать в очередной раз экстремисты из соседнего региона, реальным препятствием для которых в том числе является и контрольно-пропускной пункт «Чермен»...

Л.Джиоев

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031