«Электроцинк» – проклятие Осетии и угроза общенационального масштаба

30-10-2018, 15:22, Аналитика [просмотров 1539] [версия для печати]
  • Нравится
  • 3

«Электроцинк» – проклятие Осетии и угроза общенационального масштабаК сожалению, все последнее время наш народ сплачивают не только радостные события, но и события тревожные и трагичные. Это были стихийные бедствия и боевые действия на юге Осетии, ингушская агрессия, Беслан, теперь вот пожар на «Электроцинке». Техногенная авария на этом предприятии, произошедшая на прошлой неделе, затронула не только вопросы экологии, но и сферу политики и гражданского общества.

 

Пришла беда – отворяй ворота

Утром 21 октября в 03.16 в дежурную часть МЧС РСО-Алания поступает тревожный звонок – горит завод «Электроцинк», электролитный цех. Первоначально масштаб возгорания не казался серьезным, всего 500 квадратных метров. Пожарные своевременно приступили к работе. В тушении огня были задействованы все силы и средства республиканского МЧС, вскоре сюда прибыли огнеборцы и из соседних регионов.

Но постепенно очаг возгорания разрастался и к утру достиг площади четырех тысяч квадратных метров. Появились первые жертвы. Погиб командир отделения пожарно-спасательной части А.Ермаков – на него обрушилась стена цеха. Еще двое сотрудников МЧС пострадали.

При горении произошло выделение водорода, была информация об угрозе взрыва. Лишь в 12.30 распространение огня было остановлено.

Несмотря на заверение санитарных служб об отсутствии серьезной угрозы для жизни и здоровья, люди все же предпочли верить своим глазам и обонянию. А реальность говорила о том, что город Владикавказ накрыло смогом и стало тяжело дышать. Поэтому неудивительно, что столицу Республики стали покидать люди, выезжая сами и вывозя своих детей. В итоге, в некоторых районах Северной Осетии население за день увеличилось вдвое, часть жителей Владикавказа выехала в Южную Осетию. Появилась информация о перегруженности ТрансКАМ по причине пассажиропотока.

Еще ночью на место происшествия прибыли глава Республики В.Битаров и председатель Правительства Т.Тускаев. На пресс-конференции, которая состоялась после того, как пожар был потушен, выступили начальник МЧС по Северной Осетии А.Хорунжий и директор завода «Электроцинк» И.Ходыко. Руководитель предприятия заверил, что вредных выбросов не произошло.

Если бы пожар произошел не в связи с «Электроцинком», то всем этим можно было бы и завершить наш материал. Пожар как пожар, таких возгораний в мире происходит каждый день с десяток, с жертвами и материальным ущербом неизмеримо большего масштаба. Тем более, что и сама Северная Осетия в тот день одним этом пожаром не ограничилась. Но дело в том, что проблема завода «Электроцинк» уже давно перешла из сферы экологии в сферу общественно-политическую.

Неспроста глава РСО-Алания в первыеже часы заявил, что поджог мог бытьсовершен умышленно. «Я не исключаю, что это был специальный поджог. Потому что людей в цехе не было, пострадавших не было, а как тогда это могло произойти?» – заявил В.Битаров журналистам. По его мнению, ситуация вокруг «Электроцинка» и пожара на заводе может быть кому-то выгодна, так как в Республике есть силы, которых не устраивают принимаемые властями меры, в том числе по борьбе с коррупцией. «Конечно, многим не нравятся те изменения, которые сегодня происходят во всех направлениях. Борьба идет, и я считаю, что это все отклики этой борьбы», – отметил он.

Заявление достаточно категоричное и вполне укладывается в канву возникшей в последнее время напряженности на Северном Кавказе. Действительно, недавно вспыхнули беспорядки на почве споров кабардинцев и балкарцев вокруг одного из эпизодов кавказской истории. В ингушском Магасе люди митингуют по поводу несправедливого, по их мнению, передела административных границ Чечни и Ингушетии. А теперь вот обострение ситуации вокруг завода «Электроцинк», экологическую опасность которого давно используют политические силы в Северной Осетии. Ведь уже с первых минут сообщения о пожаре стало понятно, что только участием экологов и пожарных это дело не ограничится. Поэтому и на стихийном митинге, организованном перед Домом Правительства, раздавались призывы разобрать завод по кирпичикам.

Угроза с национальным привкусом

«Электроцинк» – один из флагманов цветной металлургии России, и крупнейшее производство в Республике Северная Осетия – Алания. В производственном «меню» завода: цинк, кадмий, серная кислота, цинко-алюминиевые сплавы.

Металлургический завод был построен в 1898 годуво Владикавказе русско-бельгийским акционерным обществом «Алагир». В 1901 годуначал работать обжиговый цех, в 1904 годубыли введены в действие серебро-свинцовый и цинковый цеха. Цинковый цех выдал первый в Российской империи металлический цинк. Сырье для производства поставлялось из рудников Садона и Мизура, а после из Кваисинских шахт Южной Осетии.

В 1934 годузавод выдал первый в СССР электролитный цинк. В том же году он был переименован в «Электроцинк». В 1937 году начали работу кадмиевый цех и цех медного купороса. К началу 1940-х годов завод вырабатывал электролитный и дистилляционный цинк, свинец, кадмий, окислы цинка, серную кислоту, медный купорос, бисульфит, золото-серебряный сплав. В 1941 годуна предприятии впервые в СССР был получен металл кобальт.

В 1942-1943 годах завод находился в эвакуации в Усть-Каменогорске, после чего был возвращен во Владикавказ. К 1953 году была завершена его послевоенная реконструкция.

В 1956 году впервые в СССР и мировой практике завод полностью перешел на обжиг цинковых концентратов в кипящем слое. В 1962 году был создан первый в СССР механизированный и автоматизированный комплекс загрузки, плавки и розлива цинка. В 1981 году состоялось открытие нового сернокислотного цеха.

В 1990 году на базе завода было создано акционерное общество «Электроцинк».Завод входит в состав Уральской горно-металлургической компании (УГМК), президентом которой является Искандар Махмудов. В прошлом годуна «Электроцинке» было произведено свыше 73 тыс. тонн цинка и 123 тыс. тонн серной кислоты, а также 307 тонн кадмия. Сотрудников на предприятии – 1 806 человек, средняя зарплата – 41 155 рублей.

Первые годы начала производств ник-то особенно и не обращал внимание на вредные выбросы, в эпоху российского самодержавия не было даже такого понятия как экология. Дымит завод и дымит!

Менее всего о здоровье жителей Владикавказа беспокоились бельгийские владельцы предприятия, а акулам капитализма никогда не было дела до проблем простых людей. Сами-то они практически никогда в Осетию не приезжали, предпочитая присылать сюда своих порученцев.

Лишь в эпоху СССР власти озаботились ограничением вредных выбросов в атмосферу. Но даже при тотальном надзоре советского периода, «Электроцинк» оставался источником экологической опасности. В новейшее время общественность уже могла выражать свое мнение открыто, не опасаясь быть обвиненной в дестабилизации советского строя. И выражала свой протест в отношении вредного производства неоднократно, особенно в последние годы, когда участились вредные выбросы.

Деятельность завода, расположенного в городской черте Владикавказа (!), вызываланедовольство местных жителей из-за превышения предельно допустимой концентрации ядовитых веществ в воздухе. Всвязи с жалобами горожанна предприятии было прекращенопроизводствосвинца.

Не менее серьезной проблемой остаются места складирования отходов производства, огромные курганы, которые также расположены в черте столицы Северной Осетии и открыты ветрам и дождям.

«В мировой экономике есть различные прецеденты размещения предприятий цветной металлургии первого класса опасности, но такого случая как во Владикавказе, когда техногенному воздействию по меньшей мере семи канцерогенов первого класса опасности подвергается больше половины одной нации – такого нет нигде в мире. В других случаях это, как правило, небольшие города, а здесь 330 тысяч населения, большинство из которых осетины. Это страшные цифры!» – высказала свое мнение О.Менчинская, заведующая сектором Института минералогии и геохимии редких элементов (Москва). Отметим, что слова принадлежат отнюдь не этнической осетинке.

Действительно, во Владикавказе проживает около 200 тысяч осетин или 1/3 этноса. Но не надо забывать, что вредные вещества разносятся и на остальную территорию Северной Осетии. В зоне экологической опасности и представители других национальностей, проживающих в Республике, да и население соседних республик: Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии. Так что это проблема интернациональная, но опасность как для этноса она представляет в первую очередь для осетин.

Пожар на «Электроцинке» спровоцировал новую волну недовольства предприятием, которое до этого региональные власти старательно гасили. Сейчас во Владикавказе начался сбор подписей в поддержку закрытия завода. Их собирают в живую и на электронной платформе в интернете.

Политика, настоянная на экологии

Власти Северной Осетии понимают всю опасность нахождения вредного производства во Владикавказе. Можно не замечать разбитых улиц, разъезжая в машинах люкс-класса или проживать в апартаментах, не ведая о тяжелых жилищных условиях своих сограждан. Но дышать отдельным воздухом никак не получится. Уж о своих детях то они должны думать! И здесь уже аргументы о налоговых поступлениях и рабочих местах не имеют решающего значения. Любопытно другое, теперь власть предержащие фактически установили негласное соревнование относительно жесткости заявлений, будто обнаружили завод только сейчас, после пожара и выступлений народа.

В.Битаров выступил на акции протеста у здания Правительства, на которой собрались, по словам очевидцев, более тысячи человек. Глава Республики сказал, что будет добиваться закрытия производства. При этом он пообещал, что если предприятие не будет закрыто, то он присоединится к протестующим. Депутат Госдумы РФ Арсен Фадзаев инициировал рассмотрение вопроса вредного производства в российском парламенте. Не отстают и северо-осетинские парламентарии, на сессии, которая состоялась в четверг, Парламент Северной Осетии единогласно выступил за закрытие завода. Также принял обращение к высшему руководству России. Кроме того, А.Фадзаев и Д.Тедеев выказали намерение организовать шествие с портретами умерших от онкологии жителей Владикавказа. А мэр Владикавказа Махарбек Хадарцев вообще предложил перенести «Электроцинк» на Урал, там, где находится головной офис Уральской горно-металлургической компании, которой принадлежит завод. «Закройте завод Электроцинк, уберите убийцу нашего здоровья, нашего будущего из Владикавказа», – написал глава столицы в Инстаграмм. Тут следует снова напомнить, что во время Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в Усть-Каменогорск. Так что прецедент имеется.

Но надо сказать, что в Северной Осетии по поводу «Электроцинка» существует и противоположное мнение. И его выражают отнюдь не владельцы вредного производства. В социальных сетях появилась видеозапись выступления бывшего руководителя региона Т.Мамсурова. «Не надо нас пугать. Вот Хасан Бароев, олимпийский чемпион… его отец сорок лет отработал на «Электроцинке» и даже не хотел на пенсию уходить. У Сослана Андиева мать и отец проработали вместе на заводе, там познакомились и женились, родили миру трех гигантов… нас пугают, а мы не умираем, а больше живем и стареем… в Квайса никто не умер, там кругом богатыри… Поэтому друзья дорогие, с экологией у нас все в порядке!», – был оптимистичен экс-руководитель Осетии. В эти слова было бы трудно поверить, если бы это не была видеозапись. И еще интересно, какого времени эта запись. Если архивная, то это многое объясняет. Раньше ведь все разговоры о необходимости закрытия завода «гасились», это сейчас заговорили наперебой.

Неудивительно, что руководство «Электроцинка» и не думает закрывать производство, и тем более переносить его за пределы Республики. Вопрос о закрытии завода в связи с ущербом от пожара или экологической опасностью не стоит, заявил, отвечая на вопросы журналистов, директор «Электроцинка» Игорь Ходыко. «На данный момент предприятие приостановило свою работу. Остановлены в основном все технологические производства завода. Это связано пока с невозможность выполнять технологический процесс в связи с пожаром в цехе электролиза. Что касается дальнейшей судьбы завода, то мы будем восстанавливать существующий цех и все сделаем в кратчайшие сроки. На это уйдет минимум 6-8 месяцев», – рассказал журналистам директор предприятия.

И что же делать?

Если честно, нет уверенности, что власти в очередной раз пойдут опять дальше деклараций. Хотя, признаться, ох, как хочется ошибиться. Но слишком это большая морока – закрыть производство, даже если оно и вредное. И финансовый вопрос здесь, возможно, также стоит особняком. Поэтому тут, скорее, нужна решительность не чиновника, а гражданина. Правда, не совсем понятно, зачем заговорили о проведении референдума по «Электроцинку». Тем более, через год. Он вообще не нужен. Это ничто иное, как элементарное затягивание времени. Не более. Осетия и так опоздала с решением данного вопроса. Ведь если завод все же закроют, нужны будут еще десятилетия, чтобы экология вернулась к «своим реалиям»…

Л.Джиоев

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031