К сложному вопросу возвращения национальных территорий (4 материала)

2-07-2018, 15:09, Аналитика [просмотров 150] [версия для печати]
  • Нравится
  • 4

 

 

К сложному вопросу возвращения национальных территорий (4 материала)Вопрос границы между Южной Осетией и Грузией: будет ли, наконец, достигнута полная определенность?

 

В прошлом номере газеты мы коснулись темы определения государственной границы с Грузией. В югоосетинском обществе она актуализировалась после того, как депутаты от парламентских партий «Единство народа» и Народной партии обратились к руководству законодательного органа страны разобраться с ситуацией в селении Цнелис Знаурского района. Здесь линия разграничения установилась де-факто таким образом, что часть домов очутилась за пределами госграницы. К тому же, на территории Грузии «оказались» и месторождения мрамора и талька, действующего до недавнего времени в этой зоне горнорудного предприятия «Югоосеттальк». Так, во всяком случае, считают местные жители и часть депутатов.

До августа 2008 года по понятным причинам проблема государственной границы с Грузией не стояла. Хотя наша страна уже считала себя отделенной от соседнего враждебного государства с 1990 года. Все эти годы разделительная линия де-факто была линией фронта, поэтому наши страны разделяли не пограничные столбы и контрольно-следовая полоса, а минные поля, линии окопов и траншей.

После того как геополитический расклад в регионе изменился, настало время подумать и об установлении линии межгосударственного разграничения. Первое время вопрос о том, где должна проходить граница было решено особо не обострять. Сохранились документы и карты времен СССР, на них и решили пока полагаться, поскольку здесь все было детально расписано. В свою очередь грузинской стороне было предложено заняться совместной работой по делимитации государственной границы. Однако Тбилиси от этой процедуры решительно отказался, посчитав, что такое участие является, по сути, признанием Южной Осетии, как независимого государства.

Работа по определению линии прохождения государственной границы РЮО с Грузией проводилась специально созданной Государственной комиссией в строгом соответствии с республиканским законодательством и на основе картографических и документальных материалов, в границах бывшей Юго-Осетинской Автономной области Грузинской ССР.

Оборудование линии государственной границы инженерными сооружениями и средствами охраны проводилось и проводится силами российских пограничных органов в рамках Соглашения между РЮО и РФ о совместных усилиях в охране государственной границы Республики Южная Осетия от 30 апреля 2009 года. Они устанавливаются исключительно на территории Южной Осетии на удалении 30-50 метров от линии границы с Грузией.

Но возникают и сложности. Как, например, это было в связи с небольшим отселком от селения Арцеу Цхинвальс-кого района – Бичкаты-сых. В настоящее время государственная граница определяется по бывшей административной границе между соседними районами Грузии и пределами территории прежней Юго-Осетинской Автономной области. Руководством в этом вопросе используются и военные карты. Поэтому территория отселка Бичкаты-сых отнесена к Грузии на основании топографической карты 1989 года, где населенный пункт обозначен на территории соседнего Горийского района.

Вместе с тем все фактические данные говорят о том, что жители селения – а это 23 дворов – всегда относились административно к Арцевскому сельсовету Цхинвальского района. Это и хозяйственные документы, и карты земельного размежевания, и хозяйственные книги, и паспорта с пропиской в селе Арцеу – все это свидетельствует о том, что населенный пункт всегда входил в состав ЮОАО. Простой пример: документы на отвод земель под строительство домов визировались подписью архитектора Цхинвальского района ЮОАО Г.Кокоевым. Если бы селение входило в состав соседнего грузинского района, то регистрация должна была проходить в администрации Горийского района. Уже одним этим фактом можно оперировать в споре о территориальной принадлежности Бичкаты-сых.

Использовать ту или иную карту для определения принадлежности населенных пунктов, как главный аргумент – также не представляется верным. Особенно в разговорах с представителями Грузии. Для Тбилиси не существует не только понятие Республика Южная Осетия, но даже такое понятие как Юго-Осетинская Автономная область. Последняя административная единица в составе ГССР была упразднена решением властей Тбилиси 10 декабря 1990 года. И в исполнении этого решения вся ее территория вошла в состав соседних районов Грузии, при этом были составлены соответствующие карты, и они же изданы массовым тиражом. И сегодня грузинские власти рассматривают территорию РЮО именно на основании этого размежевания. Что же, прикажете пользоваться этими новыми картами?

В 2008 году в Бичкаты-сых стояли российские пограничники. Позже пограничный пост был перенесен за небольшой канал, разделяющий село Арцеу и этот отселок. Таким образом, жители села оказались вне пределов РЮО. Более того, теперь они рассматриваются как граждане другого государства, т.е. Грузии со всеми вытекающими отсюда формальностями при пересечении границы. Как сказал один из жителей села, если в село Арцеу перебежал теленок, то надо бежать сперва за паспортом, чтобы пересечь границу, а уже после за теленком. Чтобы понять состояние жителей селения Бичкаты-сых, представьте, если бы вы утром вышли во двор своего дома и вам бы сказали, что теперь вы гражданин Грузии.

Такая же ситуация и с жителями селения Зардианты-кау, где входные ворота дворов находятся в РЮО, а сами домовладения и земельные угодья в Грузии. Часть территории оказалась в Грузии и в районе селения Хурвалет. Кстати, именно к жителю этого селения Д.Ванишвили обычно приезжают западные политики, посещающие Грузию, чтобы демонстративно, под видеокамеры поздороваться с ним через пограничное ограждение.

Есть еще одна особенность. В советское время административные границы Юго-Осетинской Автономной области часто перекраивались, порой даже без уведомления региональных властей. Юго-осетинская автономия входила в состав Грузинской СССР, и республиканское законодательство позволяло изменять границы отдельных районов без особого учета мнения местных властей. Подобным образом земельные угодья и целые села оказывались то на одной стороне административной границы, то на другой. Тогда, при нахождении в составе одного большого государства СССР, это воспринималось как технический момент, ибо от такого перемещения в жизни людей принципиально ничего не менялось. Такими же мотивами, кстати, руководствовался и Н.Хрущев, передавая Крым Украине.

Так, находясь под подобным «патронажем» советской «дружбы народов» сельская община селения Хслеб Ленингорского района, например, «обменяла» с соседним грузинским колхозом свой фруктовый сад, находящийся в удалении, получив ближайшие нивы с зерновыми. Колхоз селения Гвиргвина Велитской зоны «поменялся» с селением Тахтидсзир Карельского района поливной бахчой на зерновой клин. К сожалению, сегодня не сохранились документы, подтверждающие подобный самовольный обмен, и поэтому потребовать пересмотра ситуации не представляется возможным.

Но вернемся к теме селения Цнелис. Ситуация не так проста, как может показаться на первый взгляд. Если вы посмотрите на карту, то селение находится прямо на кромке границы с Грузией. Территория населенного пункта разделяется небольшой речкой. Почему-то существует мнение, что граница проходит по середине реки. Если следовать этой логике, то и часть домов с приусадебными участками, месторождения мрамора и талька, да с производственными цехами горнорудного предприятия «Югоосеттальк» оказываются за пределами нашей территории.

Надеемся, что этого мнения не придерживаются в первую очередь пограничники, так как окончательного решения в этом вопросе пока нет. Дело в том, что Государственная комиссия по демаркации границы еще не представила свои наработки, а ведь именно на их основании пограничники и должны определять линию прохождения границы. Так что статус-кво, который существует сегодня на границе с Грузией не окончательный. Это подтверждают и работы по установке пограничных заграждений, линия прохождения которых обычно корректируется.

Что же касается вопроса с населенным пунктом Цнелис – нас смущает один нюанс. Если граница еще не определена окончательно даже с юго-осетинской стороны, то зачем было поднимать этот вопрос в Парламенте. Да еще без участия представителей Государственной комиссии по демаркации границы. Есть мнение, что здесь прослеживается коммерческий интерес определенных лиц. И связан он с месторождением мрамора. Хотя если это даже и так, то лично мы не видим в этом криминала. Действительно, почему наш мрамор должен оказаться за пределами нашей территории?

Как бы то ни было, проблема определения государственной границы важна. И решать ее надо без ажиотажа, давления на власть и с учетом существующих реалий, а не только из желания приращения территорий. Предполагаем, что члены Государственной комиссии едва ли были рады обвинениям в передаче осетинской земли Грузии, которые просматривались в выступлении ряда парламентариев.

Озаботились инициативой юго-осетинских депутатов и по ту сторону границы. Министр иностранных дел Грузии Давид Залкалиани считает действия юго-осетинской стороны претензиями на село Цнелис. «Никакой правовой оценки этому нельзя дать, это нарушение всех норм. Никто это не поддерживает, ни один наш международный партнер, кто признает суверенитет и территориальную целостность нашей страны», – заявил глава грузинского внешнеполитического ведомства. Ну тут грузинам сам Бог велел использовать ситуацию, чтобы лишний раз пропиариться.

Нам же остается подождать, пока Государственная комиссия по демаркации и делимитации границы представит руководству Республики результаты своей работы, по возможности оперативно обнародует их, и тогда все возможные претензии к ней будут сняты. Хотя есть еще один нюанс. Зачем в вопросе обозначения прохождения государственной границы мы берем в расчет карты периода Советского Союза, если Грузия в 1991 году официально открестилась от всего советского, аннулировала все союзные законы, а ввод войск Советской России в Грузию в феврале 1921 года назвала интервенцией, оккупацией и фактической аннексии территории Грузии на протяжении 70 лет, которое рассматривается Тбилиси как международное преступление. Может следует, коль так уж хочется привязки к советскому периоду, взять за основу тогда провозглашение советской власти в самой Южной Осетии, еще до провозглашения в Грузии, напомним, тогда в состав Южной Осетии входили осетинские села Кобской котловины и ущелья Тырсыгом, считавшиеся неотъемлемой частью Южной Осетии. Или нам неудобно говорить о реалиях и исконно осетинских территориях?..

С.Остаев

 


Гаирбек Салбиев: «Возвращение Восточной Алании может поставить крест на грузинской государственности»


«В каждой башне есть секретный камень, вытащив который рушится вся башня» – образно выражается в беседе с нами председатель организации «Дарьял» Гаирбек Салбиев. Тырсыгом, Коб, Таранджелос, Гуджарет и вообще вся Восточная Алания – часть внутренней жизни этого человека. Здесь каждый камень, каждый куст для него знакомы. Изучая историю своей родины и существующих вокруг метаморфоз, он до сих пор ищет выход и решение проблемы своего народа. По данным вопросам Г. Салбиев в конце прошлого года встречался и с Президентом Южной Алании Анатолием Бибилов.

– В нашем обществе о Восточной Алании мало что известно. Расскажите коротко, что из себя представляла эта национальная территория еще пару лет назад.

– Если коротко, то в 3-х горных осетинских обществах было порядка 80 сёл, в которых проживало более тридцати фамилий. Около каждого селения от трех до семи святилищ. Здесь также расположены фамильные башни и комплексы оборонительных строений. Ну и обширные пастбищные и сенокосные угодья, принадлежавшие нашим предкам...

– С какого времени здесь поселились осетины и кто из выдающихся людей является выходцем данных мест, кроме Васо Абаева, Сека Гадиева, Сергея Коблова?..

– Точное время поселения установить сложно. К примеру, имеется памятник средних веков – могильная плита из ущелья Тырсыгом с надписью на сирийско-несторианском письме с указанием даты захоронения – 1326 год. Но есть и более ранние сообщения о времени поселения здесь алан, дотированные V-VIвеками нашей эры… К сожалению, мало кто из историков обращался к богатому прошлому этого края. К примеру, из грузинских архивных источников известно о битве в районе с. Коб в начале XIIIвека между аланами (Царазонта) и завоевателями с южной стороны (татаро-монголами). И это не единственное сражение. В те времена многие преследовали цель уничтожения алан, чтобы устранить их контроль над торговыми переходами через Кавказский хребет. Как видим, сегодня эта проблема также актуальна.

Если же говорить о людях, прославивших Осетию, то восток Алании всегда славился своими выходцами. Помимо названных Вами это и Ольга Туаева, первая женщина на Кавказе, получившая ученую степень доктора наук и звание профессора СОГУ, и Темырболат Берозов, ставший членом Академии наук СССР в 1984 году. На тот момент со всего Кавказа только два осетина – В. Абаев и Т.Берозов были представлены в Академии наук СССР. Оба выходцы с востока нашей Родины… Перечислять фамилии можно сравнительно долго…

– Раньше ущелья здесь были многолюдны. Но в последствии Грузия стала проводить и здесь свою националистическую политику, и изгонять население из осетинских ущелий. Проживает ли на сегодняшний день кто-нибудь из осетин еще в Тырсыгоме?

– Уже фактически никто. В одном селе живут еще мать с сыном, в другом селении одна женщина, в третьем – ещё один-два осетина и всё. При этом, только по стеле не вернувшихся с Великой Отечественной войны, можно уже судить о заселенности этих территорий еще около ста лет назад...

– Получается, что сейчас там осталось около пяти человек из нескольких сотен в сравнении с 90-ми годами? Вы общаетесь с этими людьми, есть ли какая-либо связь с ними?

– Во-первых, почему несколько сотен? Здесь всегда проживало гораздо больше людей. Даже в последнее время. Но официально они не числились нигде. Такова была политика Тбилиси... А на счёт общения с оставшимися – к сожалению, такой возможности нет. До того, как у грузин не появились «чёрные списки» на границе, связь поддерживал, в том числе и через тех, кто ещё мог туда ездить. Но в последнее время контактов нет.

– Сами Вы из какого селения? И можете рассказать про празднование одной из трех слез Бога – святилища Таранджелос?

– Мой дом, а точнее дом моего деда, находится в селе Коб под скалой. Что же касается святилища Таранджелос – то оно центральное во всем Тырсыгоме. Сейчас уже многое изменилось, связи и традиции утеряны, но со слов старцев из близлежащих к святилищу селений известно, что праздновали день святилища весной и в конце лета. При этом весной дверь открыть мог только… грудной ребёнок, так как другим это было не под силу. Дело в том, что младенец был чист душой и поэтому дверь открывалась... И это не древнее поверье, а реальность, что, в первую очередь, говорит о большой энергетике, сокральности этого места.

– Сейчас уже к Таранджелосу никто не поднимается?

– А кому туда подниматься и как, если после событий августа 2008 года в ущелье вообще никого не пускают, кроме грузин?! Ущелье географически находится как бы между северной и южной частью Алании. Но в последние годы здесь размещены только военные части грузин. Вообще, восточная часть Алании геополитически очень ценная территория. В самой Грузии считают эти земли более значимыми, чем даже земли юга Алании. Вот вернули Южную Осетию и Абхазию их законным владельцам, но и Грузия сохранилась. А вот потери территорий осетинских сёл Кобской котловины (т.н. Казбегского района) Грузия очень опасается. Ведь Военно-грузинская дорога тоже проходит по территории Алании и соединяет как раз север и восток нашей Родины. Поэтому потеря этого транспортного коридора для Грузии смерти подобна. Это этнические земли осетин-алан. Здесь очень много национальных святилищ-дзуаров. После пятидневной войны, знаю, был план вернуть и эти территории в состав Южной Осетии, но геополитически мы не совсем самостоятельны, к сожалению. А ведь после этого присоединения сейчас были бы совсем другие реалии…

– На последнем всеосетинском съезде, который проходил во Владикавказе, национальную проблему, касательно ситуации с Восточной Аланией поднял Президент Южной Осетии Анатолий Бибилов…

– Да, выступление руководителя юга Алании было конкретным и все делегаты поддержали этот вопрос. Но необходимо постоянно актуализировать данную проблему. Я встречался с Анатолием Ильичом и Президент Южной Осетии однозначно заявил, что вполне достаточно правовых и дипломатических ресурсов, которые пока используются не в полной мере, но работа над этим вопросом будет совершенствоваться и проводиться постоянно... А по-другому, собственно, уже и нельзя. Решение данной проблемы для всей Алании имеет первостепенное значение.

Мари Джиоева


 

И снова к вопросу возвращения утраченных территорий


Еще в 2011 году во время предвыборной кампании по выборам Президента Южной Осетии проходили диспуты в прямом телевизионном эфире. Тогда наша газета предложила кандидатам в президенты и их доверенным лицам обсудить вопрос возвращения исконных осетинских земель ущелий Тырсыгом, Кудыком и Кобийской котловины. Эти районы, являющиеся ареалом расселения осетинского этноса, сегодня оказались на территории современной Грузии.

К сожалению, тогда эта тема не нашла поддержку, более того представитель штаба одного из кандидатов в президенты вообще высмеял данную проблему. Но высоколобый осетинский интеллектуал на тот момент, возможно, не думал дальше преференций от возможной победы своего кандидата. Те дебаты уже стали историей, между тем проблема обозначенных осетинских территорий требует выверенных, но в то же время неотлагательных решений.

Вопрос будущего ущелий Тырсыгом, Кудыком и Кобийской котловины с каждым годом действительно становится актуальнее, и уже выходит на международный уровень. Теперь грузинские власти не только не признают право на эти территории за осетинами, но даже закрыли въезд туда осетинскому населению.

Безусловно, данный регион очень важен для Осетии. Во-первых, ущелье Тырсыгом имеет, прежде всего, стратегическое значение, так как граничит с Южной и Северной Осетией. Это ущелье один из очагов формирования осетинского народа. Здесь расположена одна из важных святынь Осетии, одна из легендарных слез Бога – святилище «Таранджелос». Святилища «Реком», «Мыкалгабыр» и «Таранджелос» являются триипостасью традиционной религии осетин. Только в Тырсыгоме в 13 селениях проживали представители 70 фамилий. Отсюда родом Герой Советского Союза С.Коблов, Герои Социалистического труда А.Абаев, Б.Четоев и В.Кокаев, академик Т.Берозов и др. Кудское ущелье (Хъуды ком) расположено в верховьях р.Арагви и всегда считалось частью Центральной Осетии. Отсюда родом классик осетинской литературы С.Гадиев. Здесь же формировалась одна из ветвей грузинских феодалов, которую основали представители осетинского царского рода Сидамоновы – арагвские эриставы. Не меньшей известностью у осетин пользовалась и Кобинская котловина, откуда родом известный осетинский ученый языковед Васо Абаев.

Все эти территории, хотя и были разделены горными отрогами, составляли одно сообщество, объединенное общностью языка, культуры и обычаев. Однако сегодня грузинские власти вообще отказывают осетинам в праве проживания, например, в ущелье Тырсыгом. Они договорились до того, что осетины, оказывается, вообще не жили в ущелье, а, якобы, только пригоняли сюда пасти скот на лето. В таком случае это уникальное явление – пастухи, строящие башни и святилища на летний сезон. Здесь немало и археологических памятников. В частности, на правом берегу р. Суацис, протекающей по ущелью, обнаружено надгробие с аланской надписью 1326 года. Здесь вообще вся топонимика имеет осетинское происхождение: реки, горы, ущелья... И нет ни одного грузинского памятника археологии старше прошлого столетия.

Данная важная часть этнической территории Осетии в свое время стала подарком советской власти большевистской Грузии. Ведь до 1922 года ущелья Тырсыгом, Кудыком и Кобийская котловина считались территорией именно Южной Осетии. Например, в документе об административном делении Южной Осетии в число 20 районных и сельских объединений юга Осетии входил и Кобийский район. Однако уже в 1922 году в границы вновь образованной Юго-Осетинской Автономной области не вошли ни Тырсыгом, ни село Коб. Вне территории Осетии остались и места расселения осетин в соседнем им Душетском районе Грузии, которые рукой советских картографов в Тбилиси оказались в пределах грузинского района.

Единственной причиной, по которой все эти земли не вошли в состав Осетии, объяснялось на тот момент отсутствием прямого транспортного сообщения, хотя в горных ущельях немало троп, по которым раньше передвигались люди. Но для того времени этого было достаточно, чтобы разделить народ. Ведь считалось, что страна Советов – единая семья и границы дело условное. Поэтому все последующие попытки представителей севера и юга Осетии вернуть исторические земли в состав пусть и союзной Осетии не приводили к успеху. Ну, а после того, как в 1936-1938 гг. большевики расправились с представителями национальных движений, интеллигенцией, поднимать этот вопрос многие десятилетия уже никто не решался.

Впрочем, что-то непостижимым (для того времени) образом отстоять все же удалось. В том же 1922 году территории с селами Синагур и Теделет грузинские приватизаторы также хотели передать в Онский район Грузии, однако упорство жителей этих сел позволило сохранить эту часть национальных территорий. Возможно, в том числе и по той причине, что получив и так большие территории, грузинские эмиссары присоединение этих земель просто оставили на потом. Но небольшое ущелье, в котором расположено селение Иры-хъæу все же урвали.

В последние десятилетия в нашем обществе периодически ставится вопрос о формировании национальной идеологии. И хотя со времен СССР само это понятие порой вызывает отторжение, необходимость систематизации идей и взглядов в деле национального строительства едва ли можно поставить под сомнение. Проблема же в том, что мы никак не можем найти действенные механизмы, которые бы позволяли развиваться такой тонкой материи как национальная идеология. Многим и вовсе зачастую кажется, что если провести расширенное собрание или круглый стол и принять на нем какие-то решения, то национальная идеология получит импульс в своем развитии. Однако для пассионарного толчка всегда нужна идея, которая бы объединяла народ во имя общей цели. Еще недавно национальной идеей, общенациональным устремлением было сохранение и признание независимости возрожденной частички древней Алании. Сейчас же, после обретения признанной независимости, вот уже десятый год мы как бы замерли на перепутье.

Понятно, что, по сути, национальная идея у нашего народа на протяжении длительного времени была и останется одна – сохранение и развитие нации. Борьба с внешней агрессией, создание независимого государства, объединение с Северной Осетией и даже лозунг о вхождении в состав России – все это подчинено одной цели. Цели сохранения народа. Говорящего и пишущего на своем языке, имеющего свою религию и культуру, свою национальную территорию.

Но для развития каждой нации необходимо этническое пространство. Даже евреи, ставшие образцом сохранения национальной самобытности в отрыве от земли Обетованной, всегда понимали важность обретения своей идентичности именно в рамках национальной территории. И ежегодное традиционное пожелание на Новый год встретить год следующий в Иерусалиме, незримо, с ориентиром на подсознание, несло в себе призыв возвращения на исторические земли. Он повторялся в течение веков, при том, что в его реальное воплощение по-настоящему верили только неисправимые оптимисты. Подобная ситуация и с армянами, которые за новогодним застольем обязательно поднимут тост за пожелание встретить следующий праздник у горы Арарат, отошедшей волею политиков в начале прошлого века к Турции. И повторяется это пожелание как мантра из года в год, из десятилетия в десятилетие. И исходя из нынешней внешнеполитической обстановки в мире, эта идея уже не так далека от своей реализации. А теперь скажите честно, кто-нибудь слышал за осетинским застольем пожелание встретить следующий праздник у святилища Таранджелос?

Казалось бы, с одной стороны вопрос национальной территории в Осетии на сегодня не стоит так остро. Тут как бы обратно заселить обезлюдевшие села юга и севера Осетии. Но ведь территориального пространства никогда не бывает слишком много. Понятно, что мы не говорим о том огромном пространстве от Кавказа до Англии и Африки, где имеются территориальные вехи наших предков. Но приращение и сохранение земель, на которых в том числе формировался стержень осетинского народа последних столетий, для нас должно стать основой национальной идеи. Тем более, что расширение национальных территорий – явление, свойственное для каждой нации. И осетины в этом деле не первые и не последние.

Сегодня о проблеме исконно осетинских территорий говорится преимущественно на неофициальном уровне. Материалы в прессе, нечастые высказывания ряда общественных деятелей… Однако, вопрос указанных национальных территорий стал ставится чаще, что прекрасно понимают и грузинские власти, которые стали серьезнее «корпеть» над будущим этих земель. Отсюда де-факто запрет доступа осетин на эти территории. Антиосетинская истерия в Грузии продолжается. Между тем, запрет на въезд осетинам на эти территории должен стать одной из главным тем обсуждения на всевозможных международных площадках, как, в первую очередь, вопрос нарушения Грузией признанных норм свободы передвижения и проживания личности. Ведь всем нам на генном уровне понятно, что для осетин, и не только выходцев из Тырсыгом и Кобинской котловины, эти территории это не только горы, боевые башни и пашни. Это часть нашей истории, часть нашей души и памяти, которыми мы не хотим и не можем поступиться… А еще это стратегические территории, через которые проходит еще одна важная транспортная артерия, связывающая Северный Кавказ и Закавказье.

Л. Джиоев



Продолжении темы об осетинах Кахетии


С интересом прочитал в одном из номеров «Республики» материал со ссылкой на «Исторический и правовой вестник» 2010 года о кахетинских осетинах, их жизни, быте и появлении в данном регионе. И хотел бы сделать несколько уточнений и существенных поправок к предложенной информации.

Начнем с того, что осетины оказались в местности под современным названием Кахетия не в связи с поиском плодородных земель (как было представлено в упомянутом вестнике), а в виду решения царской России, которая укрепляла свои южные рубежи. Иными словами, осетины были переброшены сюда для усиления границы в регионе. Не случайно у них были отмечены здесь и боевые кони, по всейвидимости, последние представители аланской породы, которые, по рассказам старейшин, были рослые, мощные и выносливые, а для усиления восприятия указывалось, что «ноздри их были с кулак десятилетнего подростка».

Осетины с одобрением восприняли данное решение, поскольку фактически возвращались на земли своих предков, уступивших их несколько веков назад вынужденно, после разгрома монголами. Именно поэтому в грузинской историографии часто используется формулировка типа «ранняя история Кахетии весьма туманна и не до конца ясна». Говорить об осетинских корнях и вообще об осетинах у них не принято. В подтверждение данного факта, замалчиваемого в советский период всепоглощающей «дружбы народов», являются рассказы старцев-осетин о том, что на месте разрушенных здесь древних укреплений, а зачастую и святых мест, во время раскопок археологи не раз находили аланскую боевую амуницию или оружие, которое сразу же переправлялось в Тифлис. Видимо, подальше от «чужих» глаз.

Ну а то, что новое расселение осетин проходило под контролем царских властей, говорит тот факт, что расположение домов селян выверено, по-военному, по прямым линиям с четкими ровными улицами, а не как это бывает в селениях, когда строения располагаются хаотично, по своему разумению. Впоследствии, особенно в советский период, наслоение домов стало произвольным. Но четкость линий улиц все же сохранилась.

Что касается значимого места именно осетин в регионе среди других народов, то это, действительно, имело место. И воспринималось как данность. Даже в подростковом возрасте, если грузины илилезгины шли на «разборки» с осетинами, то набирали ораву из расчета четыре против одного. Но и это случалось редко, поскольку негласное уважение перед силой, помешанной на «бесшабашности» осетин еще в подростковом возрасте, играли свою роль.При этом сами осетины не вели себя заносчиво, а, наоборот, возникающие спорные моменты всегда старались решить мирно. Хотя, повторю, сила и природное богатырство вызывало непререкаемое уважение у соседних народов. К примеру, в селении Верхисминдор Лагодехского района, до сих пор находится валун, который мой отец, участник ВОВ и кавалер ордена Красной звезды, привозя речные камни для фундаментальных оснований домов соседей, в одиночку водрузил в кузов машины и доставил в селение. Этот камень до сих пор никто не смог поднять, как он, до уровня груди и является своеобразным негласным памятником недюжей силе осетина.

Сильны в Кахетии (а здесь было множество осетинских поселений), и национальные традиции, которые народ с заботой пронес сквозь столетия. Население здесь было трудолюбивым, было сильно развито такое понятие как зиу, поэтому, несмотря на большую территорию земель, осетины жили тут единой семьей, были сохранены, без нововведений времени, и многие традиции – и обрядовые, и застольные, и просто житейские. К примеру, общеизвестно, что почетный бокал – нуазæн – преподносился здесь человеку, который больше всех наизусть мог продекламировать стихотворения Коста. Что имело, безусловно, большое воспитательное и идеологическое значение.

…К сожалению, осетины вновь, как и семь веков назад, были вынуждены покинуть земли своих предков, обретших их казалось бы в годы царизма. Гонениям подверглись все селения осетин. А это по разным оценкам до 30 тысяч человек. Многие дома в селениях были попросту стерты с лица земли, подорван памятник Коста Хетагурову в Арешперан…

Один момент, на который также хотелось бы обратить внимание – не стоит путать кахетинских осетин с беженцами из других районов Грузии, которые после 1989 г. наводнили север Алании и вели себя вызывающе. Абсолютно разная ментальность, поскольку, несмотря на давление в советский период, национальный стержень у осетин Кахетии был сохранен...

Вот вкратце, что хотелось бы добавить к опубликованному ранее материалу. Безусловно, история кахетинских осетин – это еще одна страница жизни нашего народа, которая ждет своего исследователя. Также как и история, скажем, земель Тырсыгома. Но пока это непростая задача – нет доступа к грузинским архивам. Однако помнить об этих страницах нашей истории необходимо...

Алвери (Сергей) Кочиев,

заместитель председателя «Стыр Ныхас» Южной Осетии МОД «Высший совет осетин», председатель Комитета по фамильным Ныхасам


 

 

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Популярно